По данным исследования «Индекс цифровой грамотности 2017», около 30% пользователей слепо верят всему тому, что пишут в интернете. РОЦИТ отвечает на насущный вопрос: «Какой информации в сети можно доверять?».
В 2018 году британские ученые официально установили, что планета Земля имеет форму диска (около 40 000 км в диаметре). Центр Земли располагается в районе Северного полюса, а Южного полюса не существует. Все фотографии нашей планеты, которые можно найти в Интернете, являются подделкой.
Согласитесь, поверить трудно. Образованный человек, который обладает критическим мышлением и не верит во все, что ему говорят, воскликнет: “Да это же бред!”. Человек впечатлительный, которого легко убедить, не только поверит в такую информацию, но и перешлет всем друзьям и знакомым. Перед вами пример фейковой, ненастоящей новости. Подобные новости сейчас заполняют социальные сети, а иногда даже СМИ.
Что такое фейковая новость? Это новость, внутри которой находится неподтвержденная, непроверенная или заведомо ложная информация. Фейки вводят человека в заблуждение, заставляют сомневаться в собственных знаниях. В таком состоянии можно поверить в любые факты, чем и пользуются недобросовестные авторы.
Отличить фейковую новость от реальной довольно просто. Обычно они имеют “кричащие”, даже панические заголовки – с этим связан термин кликбейтинга (накрутки просмотров на новостных сайтах). Авторы подобных новостей гораздо охотней делятся своей точкой зрения на события, чем описывают реальные факты.
Фальшивые новости чаще всего публикуют, чтобы:
- Увеличить трафик и рекламную прибыль сайта, где они выложены
- Распространить пропагандистские идеи и убеждения
- Повлиять на общественное мнение, ввести население в панику или сделать его более агрессивным
- Провести информационную атаку на компанию или корпорацию, чтобы ее акции упали в цене
- Выставить какого-либо человека в плохом свете
Масштаб распространения фейков настолько огромен, что словарь английского языка «Коллинз» назвал “фейковые новости” самым популярным выражением 2017 года. Их всплеск связывают с появлением в социальных сетях инструментов для написания, оформления и публикации новостей и заметок любым пользователем. В этом месяце в интернете широко разошлась выдуманная информация о том, что черкасский школьник выиграл несуществующую “олимпиаду мемов”, в которой участвовали 100 500 участников из 9 000 стран. Запись об этом была репостнута около 18 000 раз за 3 дня, а автор рассказал о том, что люди искренне поздравляли его и предлагали перевести биткоины в честь победы.
Помимо социальных сетей, фейковые новости распространяются в блогах, газетах, “желтых” онлайн-СМИ, мессенджерах (с помощью ботов или анонимных каналов), видео-хостингах и на других как онлайн, так и офлайн-площадках. Источники фальшивок обычно обладают высокой посещаемостью, а их аудитория безоговорочно верит авторам заметок. Веб-сайты кишат баннерами сомнительного содержания, которые переводят пользователей на страницы информационных партнеров, где правды не больше ни на байт.
Главный принцип успеха фейковых новостей – феномен постправды. Что это значит?
Во-первых, люди не очень любят разбираться в том, что является реальностью, а что вымыслом. Человеку, даже если он чувствует сомнение, может быть просто лень проверить прочитанную информацию. Он подумает: “Наверняка автор разбирается в вопросе лучше меня”. Поверив в написанное, обманутый читатель будет распространять фейки, пересылая статьи друзьям и цитируя их в разговорах.
Во-вторых, фейки нацелены на эмоции читателя, на его личные убеждения. Люди склонны верить в то, во что хотят верить, в то, что не противоречит их взглядам и кажется правдивым. Это открывает огромный простор для манипуляций разного вида. Например, если добавить в фейк какой-то призыв к действию, раззадоренный человек может легко повестись и выполнить все что угодно.
Согласитесь, не очень приятно оказаться обманутым. Вдвойне неприятно будет, когда, ваши друзья поднимут вас на смех, если вы поделитесь с ними фальшивой новостью. Если вы хотите быть уверены в правдивости той информации, которую получаете из социальных сетей и СМИ, нужно научиться не верить во все, что там написано.
Если вы видите громкий заголовок, который кричит: “Скорей нажми на меня и прочитай!”, насторожитесь. Читая новостную статью или заметку, ответьте на вопрос: “Передо мной факты или чья-то точка зрения?”. Правдивыми являются только факты. Проверяйте источники информации, переходите по ссылкам на оригиналы статей. Не бойтесь текста на иностранном языке – проще потратить 10 минут своей жизни на перевод и сверку фактов, чем остаться в дураках. Ни в коем случае не дайте новости повлиять на ваши эмоции или чувства, всегда сохраняйте спокойствие и трезво оценивайте все, что читаете.
Главный совет – в эпоху, когда люди перегружены информацией, когда она уже не умещается в голове, занимайтесь фильтрацией. Выберите несколько новостных изданий, которым вы доверяете, и читайте только их. Лучше даже подписаться на краткую новостную рассылку или каналы авторитетных СМИ в Telegram, чтобы не тратить время на открытие и просмотр разных сайтов.
Горячая линия Рунета — это социальный проект РОЦИТ. Ежедневно этот сервис защиты и информационной поддержки пользователей помогает решать вопросы, связанные с некачественным сервисом, противозаконными материалами, мошенничеством в интернете. За время работы проекта было обработано более 5000 обращений — каждое из них, позволило сделать интернет более безопасным для миллионов пользователей!
Проект реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.