15 февраля на Международной выставке-форуме «Россия» состоялась дискуссия РОЦИТ на тему «Защита интересов российских граждан в соцсетях: необходимые корректировки». Председатель правления РОЦИТ, зампредседателя Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин порекомендовал российским блогерам дублировать свой контент на отечественные онлайн-платформы. Важно помнить, что, публикуя контент исключительно на запрещенных социальных сетях, инфлюенсеры мотивируют людей использовать VPN-сервисы, тем самым их популяризируют.
Антон Горелкин напомнил, что с 1 марта вступает законодательный запрет на популяризацию VPN-сервисов. Ресурсы с подобной информацией Роскомнадзор будет блокировать. За это также предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, депутат анонсировал законопроект о запрете на размещение рекламы на ресурсах иностранных агентов. По словам Антона Горелкина, документ уже готов и в ближайшие дни будет внесен в Госдуму.
Эксперты дискуссии согласились с тем, что важно исключить возможность получения лидерами мнений денег за рекламу в запрещенных социальных сетях. Так, блогер Станислав Васильев («Стас Ай, Как Просто!») призвал радикальнее относиться к компаниям, которые продолжают сотрудничать с иноагентами и заказывают у них рекламу. «Экономический базис решает. Штрафуйте бренды, которые берут рекламу у иноагентов, которые берут рекламу в запрещенных социальных сетях», — заявил блогер.
Рекламу госорганов, госкомпаний, и крупных компаний нужно исключать из запрещенных онлайн-площадок, в свою очередь подчеркнул эксперт РОЦИТ, автор Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников.
В то же время важно поощрять лидеров мнений за то, что они переходят на отечественные онлайн-площадки, считает журналист, блогер, эксперт РОЦИТ Георгий Лобушкин. И российские платформы готовы к этому. Например, у «ВКонтакте» самая развитая инфраструктура по взаимодействию с блогерами, отметил основатель Krasavin Media Group Влад Красавин.
«Они выстраивают очень крутое комьюнити, организовывая мероприятия, огромное количество активностей, финансово поддерживают. Даже монетизация блогеров выстроена классно. Были периоды, когда наши блогеры ставили рекорды. На YouTube они столько на монетизации не зарабатывали», — подчеркнул Влад Красавин.
Президент Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек отметила, что переход пользователей на отечественные площадки зависит от комфорта их использования, а также от качества контента, которые создают блогеры.
«Огромное количество блогеров, которые ведут свой контент качественно, начали создавать аккаунты в «ВКонтакте», «Одноклассниках», «Дзене», Looky, Yappy. Рост авторов во всех этих сетях за последние два года просто колоссальный», — подчеркнула президент ассоциации.
Важно создать для наших блогеров невыгодные условия присутствия на американских площадках и максимально выгодные — на отечественных платформах, отметил журналист, ведущий общественно-политического шоу «Телега online», выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Илья Гогуа.
По его словам, если мы будем делать правильный и интересный контент, который будет сочетать в себе наш культурный код, собственные ценности и в то же время будет полезным, то россиянам уже не понадобятся американские социальные сети.
Блогеры, находясь в Instagram*, по сути поддерживают политику компании и, учитывая историю блокировки соцсети в России, пособничают экстремизму, считает заместитель директора пиар-агентства «Энергия» Наталья Высоцкая.
«При выборе площадки блогерам стоит учитывать не только экономические, технические, но и юридические, в том числе налоговые последствия, — подчеркнул советник налоговой практики юридической компании ЭБР Игорь Грибков. — Например, выставленные запрещенными в РФ площадками документы по услугам рекламы и продвижения могут быть признаны налоговыми органами ненадлежащими из-за вопросов соответствия их законодательству РФ. Также у блогеров могут возникать сложности с вопросами налогообложения их доходов за рубежом».
Эксперт отметил, что большинство блогеров после блокировок запрещенных иностранных площадок стали заводить зарубежные счета для получения доходов. Тем не менее важно помнить об обязанности представлять в налоговые органы отчетность по таким счетам, а также о соблюдении правил валютного контроля, поскольку далеко не все виды платежей с использованием счета в иностранном банке разрешены нашим законодательством, при этом штрафы могут достигать 40% от суммы операции.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что нужно продолжать активно развивать отечественные онлайн-площадки, чтобы на них переходили российские блогеры и их подписчики. Если развития не будет, тогда ничего не получится, заметил писатель, сценарист, продюсер, общественный деятель, блогер Олег Рой.
В рамках дискуссии также уделили внимание опасности использования VPN-сервисов, которые являются неотъемлемой частью доступа на экстремистские площадки. Разработчики таких приложений под предлогом безопасности, анонимности, беспрепятственного доступа к любым уголкам сети организовали массовую торговлю персональными данными своих пользователей, уверен управляющий партнер Смена (Группа AIC) Артем Геллер.
«Персональные данные пользователей постоянно продаются: в лучшем случае рекламным агентствам, а в худшем — мошенникам. Вместо анонимности и безопасности пользователи в итоге получили прямо противоположный результат: их личные данные фактически стали публичным достоянием», — заметил эксперт. При этом он добавил, что некоторые американские VPN-сервисы получают гранты за то, чтобы работать на территории России, рекламироваться в AppStore и так далее.
«Многие из VPN-сервисов имеют высокий рейтинг. Но все мы понимаем, как на эти рейтинги можно влиять, особенно имея маркетинговые бюджеты. Это означает, что миллионы ничего не подозревающих людей пользуются VPN, который наполнен шпионским софтом, вирусами и так далее. Люди, уверенные в качестве предоставления услуг, введены в заблуждение», — резюмировал Артем Геллер.
В свою очередь, Антон Горелкин сообщил, что РОЦИТ сделал очередное большое исследование по VPN-сервисам.
В дискуссии также приняли участие медиаменеджер, редактор AfterShock.News и Великросс, выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Сергей Брекотин, журналист, блогер, выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Константин Придыбайло, блогер, выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Денис Шалюта, блогер, выпускник проекта «Мастерская новых медиа» Залим Маргушев.
*Материнская компания Meta признана экстремистской и запрещена на территории РФ.