29 марта РОЦИТ провел первое заседание общественной комиссии по развитию электронной коммерции под председательством заместителя управляющего директора Ozon Алексея Минаева и директора по стратегическим коммуникациям Wildberries Анны Старковой.
В мероприятии приняли участие председатель правления организации Антон Горелкин, члены общего собрания РОЦИТ, представители органов власти, а также крупнейших маркетплейсов: Wildberries, OZON, ЯндексМаркет, Aliexpress Russia.
Участники дискуссии обсудили текущее состояние российского рынка электронной торговли, меры государственной поддержки российского рынка электронной торговли и отечественных маркетплейсов, а также существующие законодательные инициативы в сфере регулирования работы маркетплейсов.
«Количество покупателей и малого бизнеса, который продает на маркетплейсах, стремительно растет. Тем не менее, последний год мы сталкиваемся с целым рядом регуляторных инициатив, которые вызывают резонные вопросы как у нас, так и у покупателей: чего ждать нашему рынку? Отрасль быстро развивается, потому что люди выбирают сервис за его качество, цену и удобство. Поэтому регуляторам важно проанализировать инициативы в диалоге с рынком, чтобы они не оказали негативного эффекта на 80 миллионов россиян, которые уже сейчас покупают товары в онлайне», — подчеркнул сопредседатель комиссии по развитию электронной коммерции Алексей Минаев, комментируя вопрос актуальности изучения новых законодательных инициатив и их влияния на потребителей.
В свою очередь, сопредседатель комиссии по развитию электронной коммерции Анна Старкова отметила, что Е-commerce — это один из самых быстрорастущих сегментов российской экономики, который к тому же имеет большую социальную значимость.
«Эта индустрия позволяет зарабатывать миллионам малых и средних предпринимателей, логистическим компаниям, складским операторам, за каждым из которых стоит коллектив сотрудников, а также платформенным занятым. Поэтому любое новое регулирование должно разрабатываться в тесном диалоге с бизнесом, экспертами и другими заинтересованными сторонами. На такой конструктивный диалог мы и рассчитываем на площадке РОЦИТ», — заявила сопредседатель.
«У инициатив, которые мы проанализировали, одинаковая цель – создать для онлайн-торговли гораздо менее комфортные условия. Есть мнение, что режиссером этой истории стал кто-то из крупных игроков рынка традиционной розницы, привычно оправдываясь защитой интересов граждан. Но не нужно забывать, что маркетплейсы для экономики важнее, чем ларьки: они не просто перепродают товары, а дают десяткам тысяч человек возможность строить своё дело. Почему-то про защиту интересов этих людей авторы таких инициатив забывают (или просто не понимают, как всё это работает)», – отметил зампредседателя Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов также считает, что законодательные инициативы в сфере электронной торговли должны обсуждаться с участниками рынка: «В последнее время внимание регуляторов к онлайн-каналу продаж усилилось. Только за 2024 год было внесено 6 законодательных инициатив, которые кардинальным образом могут повлиять и изменить интернет-торговлю навсегда. Безусловно подобные законопроекты требуют обязательного обсуждения с участниками рынка. Если анализировать ситуацию, то сложилось ощущение, что возник некий общественный запрос на «любое/какое-нибудь уже регулирование» и такой подход стал более значим, чем действительное желание справиться с тем объемом задач, который присущ нашей отрасли. В целом, большинство инициатив пока практически не отражают тех проблем, которые мы в реальности обсуждаем на Комиссии по саморегулированию».
Комментируя попытки регулирования отрасли, GR-директор ЯндексМаркет Дмитрий Русаков отметил, что основная причина заключается в неполном понимании того, что из себя представляет отрасль, как она устроена, действует и работает. «Когда мы говорим «Закон о регулировании электронной торговли», мы подразумеваем регулирование нескольких онлайн-платформ. На самом деле этот закон в первую очередь касается сотен тысяч предпринимателей, которые работают на платформах. Электронные площадки сумеют подстроиться под новое законодательство вероятнее всего наложив дополнительные ограничения на предпринимателей, потому что именно предприниматели должны будут готовить сертификаты, маркировку и все, что прописано в различных инициативах. Кроме того, маркетплейсы уже сейчас попадают под требования действующего закона, принятого ГД в 2018 году относительно агрегаторов, на площадках которых аккумулируются предложения о продаже товаров и услуг. Большая часть тех требований, которые коллеги пытаются придумать, действует в рамках существующего закона. Может быть имеет смысл рассмотреть, как работает правоприменительная практика по действующему закону и, в случае необходимости, внести правки, чтобы можно было смотреть ту недостающую информацию, которая сейчас необходима потребителю», — подчеркнул представитель ЯндексМаркета.
Заместитель генерального директора «AliExpress Россия» Сергей Лебедев также считает, что существующий закон о защите прав — исчерпывающее регулирование для маркетплейсов. «Любые инициативы на данный момент избыточны, поскольку уже есть поправки в действующий закон, они вполне отвечают интересам как маркетплейсов, так и государства и потребителей» — отметил представитель «AliExpress Россия».
В вопросах регулирования маркетплейсов важно соблюдать баланс и учитывать интересы всех участников, считает заместитель директора по взаимодействию с органами власти Wildberries Анна Гришанова: «Если обратиться к тексту законопроекта, где в общей сложности три статьи посвящены правовым обязанностям продавцов, владельцев ПВЗ и владельцев агрегаторов, можно увидеть, что и у продавцов, и у владельцев ПВЗ есть как права, так и обязанности, в то время как у агрегаторов большой перечень обязанностей и только одно право — разрешаются самостоятельные продажи товаров. Хочется поблагодарить коллег за то, что они прислушались к аргументам маркетплейсов в части собственных продаж, однако кажется, что даже для обеспечения прав потребителей у агрегаторов должно быть больше прав в этих отношениях. Мы готовы к конструктивному обсуждению подходов к регулированию маркетплейсов, чтобы выработать приемлемый для всех вариант».
В свою очередь, эксперт РОЦИТ Татьяна Войтас отметила, что «регулирование электронной коммерции должно не только не ограничивать, но и обеспечивать полноценный доступ наших граждан к широкому спектру товаров и услуг, по той модели взаимодействия с платформой, которая востребована и комфортна для потребителей, тем самым позволяя экономике развиваться».
Комментируя государственное регулирование электронной торговли, представитель Минпромторга Артём Костылев заявил о готовности ведомства к конструктивному диалогу с бизнесом, заинтересованными органами власти и иными лицами: «За 5 лет объем интернет-торговли вырос практически в 6 раз. В 2023 г. он достиг 4 трлн руб. (8% от общего оборота торговли). Сегодня мы наблюдаем структурные изменения в подходах регулирования сегмента, как в трансграничном треке, так и во внутренней торговле. Ситуация в сфере еком далека от идеального: мы получаем сотни обращений в месяц в Комиссию по саморегулированию, десятки писем от граждан, организаций и органов власти по вопросам работы маркетплейсов; раскрываются новые проблемы; «старые» остаются без должного внимания. Полагаю, что сегмент уже требует большего внимания, чем только со стороны различных Комиссий по соблюдению добросовестных практик. Государственное регулирование должно разрабатываться совместно с отраслью и носить справедливый характер, в первую очередь, по отношению к наименее защищенным игрокам на рынке — отметил Артём Костылев. — Мы открыты к конструктивному диалогу с бизнесом, заинтересованными органами власти и иными лицами. Наша задача при такой работе постараться учесть интересы наибольшего количества участников правоотношений и предложить каждому из них наиболее удобные и взаимовыгодные варианты дальнейшего сотрудничества. И главное при этом не допустить стагнации развития данной модели торговли – для наших граждан она остается важным (для некоторых незаменимым) каналом приобретения широкого спектра потребительских товаров».
Подводя итог мероприятия, Антон Горелкин отметил, что тема регулирования электронной торговли с каждым днем звучит все громче, а количество законодательных инициатив — только растет: «Задача РОЦИТ — стать голосом разума и проводить качественную экспертизу этих инициатив, а также принять все возможные меры по формированию гибкого регулирования, которое будет учитывать интересы всех игроков рынка».