6 июня в рамках Петербургского международного экономического форума состоялась пресс-конференция РОЦИТ, посвященная премии «Герои Рунета — 2024», а также новым подходам и механикам, которые будут использоваться для определения ее лауреатов.
В ходе мероприятия также представили исследование российских цифровых платформ и сервисов, проведенное РОЦИТ, АКАР и АРИР в первом квартале 2024 года. Эксперты обозначили тренды, определяющие развитие Рунета, поделились своими оценками и прогнозами.
Мероприятие открыл председатель правления РОЦИТ, зампредседателя комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. По его словам, «Герои Рунета» — это не очередная премия для блогеров и сайтов, а настоящее исследование состояния интернет-сообщества. В этом году определять героев Рунета смогут все его пользователи — для этого на сайте премии будет запущен механизм народного голосования: любой желающий сможет внести свою кандидатуру, а также проголосовать за понравившегося участника.
«Мы рассчитываем, что экспертный совет выберет те кандидатуры, которые соответствуют наиболее актуальным направлениям, где необходимо качественное развитие, — подчеркнул Антон Горелкин. — Одна из важнейших целей премии — не только констатировать понятные факты, но еще и открывать массовой аудитории новые имена. В этом году лично для меня героями Рунета станут люди, которые не боятся идти против монополий бигтеха и отстаивают свои права».
Со своей стороны генеральный директор АНО «ИРИ» Алексей Гореславский подчеркнул, что очень важно сохранить процедуру реального народного голосования: «Герои 2023 получились такие очень «мемные», в хорошем смысле этого слова, потому что это и есть суть интернет-премии. Поэтому я очень приветствую народное голосование. Мне кажется, это чрезвычайно важная история, потому что это и есть дух интернета. Кто помнит старые премии времен ЖЖ, знает, что без народного голосования и сопутствующих ему баталий в комментариях, невозможно себе представить реальную демократичную процедуру избрания настоящих интернет-героев».
Говоря о цифрах, Антон Горелкин уточнил, что сегодня аудитория Рунета составляет 103 миллиона человек, каждый из которых в среднем проводит в сети по 4,5 часа. 22% этого времени уходит на потребление контента, 18% на общение в мессенджерах, и еще столько же – на социальные сети. Самыми топовыми площадками стали «Яндекс», «ВКонтакте», «Дзен», Mail.ru, сайт Сбербанка и маркетплейс Wildberries.
Подробнее на результатах исследования остановился исполнительный директор, первый вице-президент АКАР, исполнительный директор Российской Академии Рекламы Валентин Смоляков. Он напомнил, что совместное с РОЦИТ исследование было проведено еще в прошлом году, и уже тогда было видно, что российские соцсети активно «выдавливают» западные: «Очень важно было то, что в топ-10 по популярности сетей 7 сетей уже были отечественными. Но интересно всегда смотреть на динамику. Динамика дает понимание того, как процессы меняются. Российские соцсети динамично развиваются, очень быстро захватывают аудиторию и выдавливают других участников данного рынка. Как можно видеть, допустим, соцсеть Instagram* вообще вылетела уже на 15 позицию, хотя еще в прошлом году она у нас находилась в топ-10. На сегодняшний день в десятке остались только YouTube из не отечественных соцсетей и TikTok, если Telegram мы будем считать условно российским».
Продолжая выступление, Валентин Смоляков отметил активный переход блогеров в российские социальные сети и динамичное развитие рекламных кабинетов: «Динамично развиваются вообще технологические возможности: это и развитие того самого искусственного интеллекта, о котором много уже говорили, это и развитие различных других технологических возможностей. Ну и, собственно, с приходом рекламодателей, аудитории, блогеров и технологий, я уверен, что российские соцсети уже в следующем году практически полностью выдавят все не отечественные аналоги на нашем рынке».
Положительную динамику развития отечественных соцсетей отметила и генеральный директор платформы LOOKY, эксперт РОЦИТ Анна Баринова: «Отечественные соцсети и видеоплатформы давно стали самостоятельными полноценными продуктами, а не просто аналогами западных решений. Они не просто следуют трендам, а создают свои и оперативно реагируют на потребности пользователей, бизнеса и государства.
Один из ключевых трендов для авторов контента — возможность безопасно высказывать мнение в соответствии со своими ценностями. Это в том числе приводит к «цифровой миграции», благодаря которой контент-мейкеры могут сохранить результаты своего труда, не боясь блокировок со стороны зарубежных площадок, а подписчикам — избегать деструктивного контента. Один из главных трендов Рунета — повышение уровня социальной ответственности перед аудиторией: борьба с дезинформацией, появления социально важного, осмысленного контента».
Далее Антон Горелкин озвучил наиболее актуальные вопросы, которые находятся на повестке дня в Государственной Думе РФ: появление национальной криптовалютной инфраструктуры, регулирование деятельности блогеров, запрет рекламных интеграций в запрещенных соцсетях. «Также мы обсуждаем законодательные меры, которые обеспечат приоритетное размещение контента на российских платформах. Блогеры должны будут выкладывать его сначала на нашей площадке эксклюзивно, а потом уже дублировать на иностранные. Сейчас, как вы знаете, зачастую происходит наоборот. Я также хочу отметить, что в высокой степени готовности законопроект о запрете дискриминации российских программных продуктов в магазинах иностранных приложений. Это тоже очень важный законопроект, который ждут как компании, так и пользователи, и рассчитываю, что он в июне будет внесен», — рассказал Антон Горелкин.
В свою очередь блогер, эксперт РОЦИТ Георгий Лобушкин призвал подчеркнуть вклад тех людей, кто борется с кибератаками и сохраняет целостность Рунета: «Сейчас это уже не просто положить сайт какого-то издания или социальные сети. Это огромное влияние оказывает на население. И это продолжающийся тренд, конечно. СВО и усилившиеся кибератаки за последние два года показали, что это очень важный сегмент и часть, в том числе, информационной войны. Ну и конечно те, кто этот Рунет вообще делает возможным – это герои. Потому что в текущих условиях выстраивают инфраструктуру, чтобы у нас у всех мобильных телефонов был интернет, и он развивался, скорость не падала, а только росла. В России, как вы знаете, мобильный интернет в том числе один из самых доступных и качественных, и люди, которые заняты в этом процессе – это конечно абсолютно герои».
Лобушкина поддержал заместитель генерального директора ВГТРК, эксперт РОЦИТ Рифат Сабитов. Он отметил, что на сегодняшний день именно Рунет является одним из важнейших направлений общей работы: «И, конечно же, здесь следует отметить не только тех, кто активно работает в сетях, создает контент и так далее, а людей, которые создают условия для развития отечественного интернета. Заметьте, за последние два года Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Правительство Российской Федерации оказали беспрецедентную поддержку именно интернет-сегменту развития отечественной экономики».
Говоря об актуальных угрозах российского онлайн-пространства, эксперт сделал особый акцент на фейках и способах борьбы с ними: «Фейк – это недостоверная информация, слухи, сплетни. Сколько живет человечество, только это было, есть и будет. Как с этим бороться – это вопрос другой. Единственный, наверное, правильный способ – это распространять достоверную информацию. Потому что любой человек, если один раз он попался на какую-то уточку, на какой-то, условно, суперпопулярный Telegram-канал, второй раз попался, третий раз он уже осторожно к этому относится, и уже доверие к этому источнику информации теряется. Мне кажется, это все понимают. А когда люди говорят правду, рассказывают интересно, доступно, достоверно – это вызывает доверие и собирает определенную аудиторию».
Возросшее количество угроз отметил и генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак: «Каждый пользователь должен научиться жить в изменившейся реальности, потому что ежегодно растет количество интернет-мошенников и непроверенной информации, связанной с любыми явлениями. А герои Рунета – те, кто говорят правду. А также любые представители новых медиа, потому что очень тяжело в таких условиях оставаться журналистами и медийщиками. Этому вопросу, в том числе, посвящен наш проект «Мастерская новых медиа».
Далее слово взял директор по стратегическому маркетингу компании «Яндекс» Андрей Себрант: «Нам при нашем цифровом мире абсолютно необходимо воспринимать информатику и все, что связано с ней, не как: вот он в программисты пойдет, пускай изучает информатику, а я нет. Нет, простите, это такая же наука об окружающем нас мире, прикладная, может быть, больше, чем физика, но об окружающем нас очень-очень сильном мире, которую надо именно так воспринимать».
* Материнская компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ