В РОЦИТ обсудили новый регламент регистрации блогеров

8 октября на площадке РОЦИТ состоялось общественное обсуждение нового регламента регистрации владельцев каналов с аудиторией более 10 тыс. подписчиков в Роскомнадзоре. Представители бизнеса, власти и блогосферы поделились своим мнением относительно инициативы и подняли вопросы, связанные с практическим исполнением закона.

Модератором дискуссии выступил председатель правления РОЦИТ, заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. В начале мероприятия эксперт напомнил об изначальных целях, стоящих за принятием данного законопроекта: «Бесконтрольное распространение информации через группы в соцсетях и каналы в мессенджерах дает хорошую почву для процветания мошенничества, терроризма и экстремизма. В этой связи видится логичным, чтобы была известна личность человека, который распространяет эту информацию, чтобы ответственность несли и платформы, на которых эта группа, страница, канал функционируют. Только с такой системой можно обеспечить безопасную информационную среду. Кроме того, необходимо исключить ситуацию, при которой происходит размытие ответственности. Для этого предлагается определять лицо, ответственное за содержание контента. Право знать, к кому можно обратиться по поводу той или иной информации, в первую очередь необходимо пользователям, которые зачастую в таких случаях вынуждены полагаться на модерацию площадки. А она, как известно, не всегда работает оперативно или вовсе может проигнорировать обращение».

Коллегу дополнил журналист, автор и ведущий программы «Итоги с Малькевичем» (ТВ-3), заведующий кафедрой социальных коммуникаций Азовского государственного педагогического университета (Запорожская область) Александр Малькевич: «Порядок регистрации владельцев каналов важен, поскольку он направлен на деанонимизацию информации в интернете. Не секрет, что анонимность в сети используют мошенники, украинские спецслужбы и иные преступники. Их цель — навредить нашим гражданам и стране в целом. Такие анонимы распространяют фейки и другой противоправный контент. И порой у анонимных каналов большое количество подписчиков. И эти люди верят этим каналам. Хотя, повторюсь, что анонимные каналы распространяют опасный контент. Поэтому важно, чтобы наши граждане понимали, чей этот канал, можно ли ему доверять. И я не вижу никаких проблем для законопослушных владельцев каналов предоставить Роскомнадзору информацию о себе. Я это с радостью сделаю. Повторюсь, порядок регистрации важен, поскольку эта мера направлена на обеспечение безопасности наших граждан в интернете. Это важная цель, особенно, когда Запад развязал информационную войну против России».

Далее слово взял исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер. По его словам, ключевой вопрос – правильность составления регламента регистрации владельцев каналов, определение и фиксирование преференций для тех, кто посчитает необходимым зарегистрироваться и работать в публичном поле: «Деанонимизация несет за собой большую ответственность и соблюдение ряда правил. Мы, как СМИ, должны соответствовать множеству законов, при этом достаточное количество блогеров позиционируют свои паблики как медиаканалы, но при этом ничем юридически не ограничены». 

Также Цыпер отметил важность проверки и верификации публикуемого в блогосфере контента в рамках борьбы с фейками. Например, в случае чрезвычайных ситуаций информация в пабликах слишком быстро распространяется, и традиционным СМИ не представляется возможным проверить весь этот объем на корректность. Поэтому вопрос об ответственности размещаемого контента должен, в частности, упростить работу СМИ в плане цитирования, уверен эксперт. 

Тему ответственности за содержание контента продолжил эксперт РОЦИТ, резидент «Телега Online» Илья Гогуа. Он подчеркнул, что иногда даже газеты опираются на анонимные источники, однако ответственность в любом случае несет главный редактор: «Если мы публикуем какую-либо информацию, например, репост, или делаем какие-то выдержки, то мы даем какое-то разъяснение своей аудитории: о наличии фейковой информации или пишем опровержение. В любом случае автор своего канала отвечает как перед своей аудиторией, так и перед законом. Таким образом, автор будет более осмысленно подходить к каким-либо репостам и цитированиям. А если все-таки эта информация нанесла более значительный ущерб, то здесь уже в судебном порядке нужно будет разбираться в каждом случае индивидуально. Виноват должен быть автор паблика, который целенаправленно или по незнанию опубликовал информацию. Я думаю, что здесь необходим именно такой механизм, который можно взять у классических СМИ».

Со стороны блогосферы также выступила основатель Telegram-канала «Антиглянец» Наталия Архангельская. Она подчеркнула, что канал никогда не был анонимным, поэтому регистрация не является проблемой, однако вопросы вызывают ограничения, связанные с незарегистрированными блогерами: «Важно понимать, как будут маркироваться каналы. Также много обсуждений было связано с законом о рекламе. Например, каким образом запрещено репостить немаркированных авторов? Этот механизм также необходимо прояснить авторам контента. Так или иначе, все равно осталась половина рынка анонимных Telegram-каналов, которые не маркируют рекламу. Мы же, в свою очередь, должны это делать, держать специалистов и платить за то, чтобы соблюдать закон. Очень хочется понять, будут ли какие-то преференции у тех, кто действует в рамках правового поля».

Следом слово взяли представители площадок. На вопрос о поддержке блогеров ответила эксперт РОЦИТ, генеральный директор социальной сети LOOKY Анна Баринова: «LOOKY готовы поддерживать зарегистрированных блогеров не только приоритетно размещая контент этих блогеров в рекомендациях, но и помогая с монетизацией. Важно понимать, что все это мы делаем для пользователей, поэтому коммуникацию с пользователем нужно сделать по аналогии с «Честным знаком», то есть мы должны воздействовать на подписчиков этих блогеров, объясняя им, что безопасно читать, смотреть авторов контента, которые отмечены этим знаком. Эта коммуникация должна быть не со стороны площадок, блогеров и их ассоциаций, а со стороны государства, в рамках квоты на социальную рекламу».

Коллегу продолжил директор по развитию и взаимодействию с государственными органами RUTUBE Илья Емелин. Он сообщил, что видеохостинг поддерживает законодательную инициативу и подчеркнул, что она в том числе направлена на борьбу с фейками и негативным контентом, которого сейчас в сети достаточно много: «Естественно, мы будем маркировать контент так, как указано в законе. Мы уже разрабатываем специальное визуальное назначение для каналов пользователей. Однако со стороны регулятора нам хотелось бы получить часть автоматизации, например, API для более эффективной и быстрой передачи данных».

В свою очередь сооснователь Консультационного центра АБА, юрист АБА, руководитель юридического отдела рекламного агентства blacklight Анастасия Красникова подняла вопрос сохранности персональных данных владельцев каналов: «Учитывая активизацию мошенников, это оставляет возможность для злоумышленников подделывать ссылки и таким образом красть данные».

Говоря от имени АБА, эксперт подчеркнула, что ассоциация готова оказать поддержку представителям рынка со своей стороны: «Есть вопросы. Мы готовы эти вопросы собрать с рынка, адресовать Роскомнадзору, делать разъясняющие карточки с визуальной составляющей, но нам нужны дополнительные данные, чтобы это все связать».

Тему персональных данных продолжил эксперт РОЦИТ, медиаэксперт Тимофей Ви. В частности, он указал на риск того, что недобросовестные блогеры могут использовать чужие данные для регистрации каналов: «У нас есть пример, когда персональные данные используются в том числе злоумышленниками для осуществления каких-то мошеннических действий. Например, история с кредитами, когда на людей без их ведома буквально по скану паспорта оформляют займ, а человек даже об этом не знает. И на этот счет разработан правовый механизм, когда человек может запросить соответствующую организацию, чтобы узнать, какая у него кредитная история и что на него оформлено. Говоря о реестре, здесь механизм в целом довольно похожий, поскольку используются персональные данные определенного количества людей для регистрации в определенном реестре и привязки к ним факта владения каким-то ресурсом. Видится очевидным, что есть риск злоупотребления, когда кто-то будет подавать чужие данные в качестве владельца Telegram-канала».

Важность работы с рисками подчеркнул эксперт РОЦИТ, руководитель проекта «Технологии» Российской газеты Олег Капранов: «Когда мы видим столкновение с какими-то очевидными рисками, то сразу возникает потребность в регулировании. Если говорить про публичные каналы, то мы регулярно сталкиваемся с экстремистскими каналами или каналами, продвигающими различные мошеннические сервисы, которые используются для манипулирования и вовлечения в откровенно экстремистскую и террористическую деятельность нашими противниками. Здесь, безусловно, необходима прозрачность. В то же время очень важно не отмахиваться от тех опасений, которые возникают из-за отсутствия той или иной информации: где-то эти опасения обоснованы, и с ними нужно работать. В первую очередь я говорю о так называемых военкорах, которые беспокоятся, что, если информация тех, кто ведет каналы, станет доступна в случае утечки нашим противникам, это поставит под угрозу не просто работу каналов, а жизней авторов и близких. Это серьезное опасение, риски ощутимые, и с ними надо работать».

Эксперты отметили, что законодательное регулирование деятельности владельцев каналов – не новинка в мировой практике. Примеры привел эксперт РОЦИТ, медиаэксперт Павел Пряников: «Почти во всех развитых и среднеразвитых странах блогеров обязывают ставить метку, что материал был проспонсирован. Это одно из главных нарушений, если ты этого не сделал. Встретил две страны, где есть похожие законы, где отдельно стали регулировать блогосферу. не просто в рамках общих каких-то правил. Это французский закон об инфлюенсерах, он был принят летом 2023 года, а также США, где существует профильная подкомиссия в рамках Федеральной торговой комиссии». 

Говоря об анонимности и модерировании контента, спикер подчеркнул, что в современном мире наблюдается тренд на «взросление интернета»: «Интернет повзрослел, мы повзрослели, и эпоха абсолютно подростковой анархии, очевидно, заканчивается. И она заканчивается не только в ситуации с блогерами, Telegram-каналами, она везде заканчивается в отношении всех аспектов интернета как нашего общего информационного пространства. Все становится серьезно, все становится взрослым, и надо это принять».

Резолюция по итогам общественного обсуждения РОЦИТ

Подпишитесь на нашу рассылку

Полезные материалы об интернет-безопасности и опросы с призами - в нашей ежемесячной рассылке. Подпишитесь и будьте в курсе!