Сегодня в РОЦИТ состоялось заседание комиссии по новым медиа на тему «Мессенджеры-2025: между удобством и рисками». Участники встречи рассмотрели законодательные инициативы, сравнили безопасность российских и зарубежных сервисов обмена сообщениями и обсудили, каким должен быть отечественный конкурент Telegram и WhatsApp.
«Сегмент мессенджеров в России остается одним из наименее импортозамещенных»
Мероприятие открыл первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин. В своем выступлении он отметил, что сегмент мессенджеров в России по-прежнему остается одним из наименее импортозамещенных: в настоящее время около 80% россиян используют WhatsApp, а порядка 60% – Telegram.
При этом, по словам эксперта, ситуацию необходимо менять, поскольку Telegram систематически нарушает российское законодательство и неоднократно привлекался к ответственности, а WhatsApp принадлежит признанной экстремистской у нас в стране корпорации Meta*. Для этого в России Госдумой и Советом Федерации уже принят закон о создании национальной платформы.
«Появление серьезного российского конкурента с уникальным функционалом подстегнет иностранные мессенджеры, которые лидируют на нашем рынке, соблюдать российские законы. Telegram и WhatsApp заинтересованы в нашем рынке, но поскольку они занимают доминирующее положение, и с учетом геополитической ситуации, ни тот, ни другой мессенджер не склонны приземляться и соблюдать наше законодательство. Поэтому я считаю, что создание национального мессенджера – это закономерное явление, логичный выход из сложившейся ситуации», – подчеркнул депутат.
«Важным этапом станет интеграция с Госуслугами»
Коллегу поддержал эксперт РОЦИТ Максим Ксензов. По его словам, практика законодательного регулирования показывает, что при минимальном вмешательстве государства в конкурентную среду сервисы развиваются естественным образом, и на рынке остаются те из них, которые оказываются наиболее удобными и функциональными для пользователей в конкретной стране.
«ВКонтакте и Яндекс – хорошие примеры того, как в условиях конкурентной борьбы национальные ресурсы смогли добиться успеха и стали важнейшей инфраструктурной основой для развития интернет-отрасли в России», – отметил он.
При этом, по словам эксперта, потенциал для дальнейшего роста в отрасли по-прежнему велик. Важным этапом станет создание сервиса, который не просто воспроизводит базовый функционал мессенджера, но и поддерживает интеграцию с Госуслугами, министерствами, а также с различными сервисами, включая те, что будут создаваться в будущем.
«Конечно, для пользователей это будет удобно, и именно в этом случае конкурентное преимущество будет реализовано», — подчеркнул Максим Ксензов.
«Для граждан важно ощущать, что они не одни»
Декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, член правления РОЦИТ Андрей Быстрицкий отметил, что у нового национального мессенджера есть все шансы на успех в российском обществе: «В условиях нарастающей международной враждебности граждане вполне могут отдать предпочтение отечественному продукту как более надежному и защищенному. Люди сплачиваются в периоды вызовов, и присутствие в национальных социальных сетях приобретает для них все большее значение. Растет роль социальной коммуникации – для граждан становится важно ощущать, что они не одни.
Для продвижения мессенджера необходимо собрать в нем все то, что привлекает аудиторию, в том числе молодежную. То есть он должен быть медиасервисом, поддерживать интеграцию с маркетплейсами, обеспечивать возможность совершения различных деловых и финансовых операций и многое другое», – подчеркнул эксперт.
«Злоумышленники могут атаковать как пользователя, так и его окружение»
Растущая международная напряженность делает использование иностранных платформ потенциально небезопасным – на это обратил внимание председатель комиссии РОЦИТ по облачным технологиям, хостингу и информационной безопасности Михаил Шурыгин.
«Например, при взломе телефонного номера злоумышленники могут получить доступ ко всем чатам в Telegram, увидеть, с кем вы общаетесь, и с помощью методов социальной инженерии атаковать как самого пользователя, так и его близкое окружение. В случае с WhatsApp резервные копии чатов по умолчанию хранятся в незашифрованном виде – если пользователь не активирует соответствующую настройку.
Кроме того, вне зависимости от платформы, вся переписка сохраняется на американских серверах: у Google – при использовании Android, и у Apple – при использовании iOS. Достаточно взломать электронную почту Google, чтобы получить доступ ко всей информации. Помимо этого, правительство США может официально запросить резервную копию через установленную юридическую процедуру», – пояснил Михаил Шурыгин.







«Мессенджер становится общенациональным инструментом»
Сопредседатель комиссии РОЦИТ по развитию электронной торговли, директор по стратегическому развитию объединенной компании Wildberries и Russ Алексей Минаев рассказал о тесте нового сервиса: «Сегодня торговые площадки стали не просто местом для покупок, а полноценными цифровыми платформами, объединяющими товары, услуги и удобные решения для пользователей. Наряду с этим мы фиксируем тренд на социальную коммерцию: платформы, которые смогут эффективно его использовать, получат значительное преимущество в удержании и вовлечении клиентов. Видя этот тренд и запрос аудитории, в марте этого года мы запустили в режиме тестирования новое приложение с видеоконтентом – Wibes. Сейчас активно его развиваем и тестируем.
В связи с запретом на использование иностранных мессенджеров маркетплейсами, мы сразу запросили разъяснение и получили подтверждение, что новостные каналы можно вести в прежнем режиме. При этом крайне важно, чтобы интеграция нового государственного мессенджера с другими сервисами происходила на одинаковых условиях – ведь он становится некоммерческим и общенациональным инструментом, и все участники рынка должны быть в равных условиях».
«Ставка на медийную составляющую не гарантирует вовлечения»
Эксперт РОЦИТ, директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный затронул важный тренд, касающийся изменения характера пользовательской активности в мессенджерах. Он отметил, что публичное потребление контента – через каналы и медиа в Telegram – впервые за долгое время перестало расти: «Объем контента, который ежемесячно создается на платформе Telegram как медийной площадке, в этом году перестал расти и даже несколько снизился. При этом горизонтальное общение – чаты, профессиональные и бытовые тематики – наоборот, демонстрируют рост, что подтверждается увеличением числа активных русскоязычных пользователей на 22% год к году. Этот переход от потребления контента к коммуникации меняет суть пользовательского опыта: люди становятся менее заинтересованы в массовом контенте и больше ценят общение по интересам и адресное взаимодействие. Для разработчиков отечественных мессенджеров и экосистемных сервисов это может быть сигналом: ставка на медийную составляющую уже не гарантирует вовлечения аудитории».
«И бизнес, и пользователи придут сами»
Эксперт РОЦИТ, блогер и медиаменджер Георгий Лобушкин: «Если Telegram стремится к соблюдению законодательства всех странах присутствия в равной степени (что и стало причиной ареста его владельца во Франции), WhatsApp подчиняется только законам США и в какой-то степени ЕС. Российский мессенджер однозначно нужен, это даже не обсуждается.
Если сделать удобный сервис, и бизнес, и пользователи туда придут сами. Для этого не нужно ограничивать другие мессенджеры и идти по китайскому сценарию. Конкуренция всегда лучше, чем монополия. Будем ждать прокачки национального продукта и, конечно, за него болеть. Уверен, что команда Telegram тоже будет пристально наблюдать за его развитием».
«Стратегия лежит в плоскости цифровой грамотности»
Руководитель отдела развития стратегических направлений АНО «Диалог», эксперт РОЦИТ Тимофей Ви: «Всем тем, кто хотя бы минимально беспокоится, что даже не он сам, а его работа может носить чувствительный характер и представлять интерес для иностранных спецслужб, стоит задуматься о том, какие программы установлены на его телефоне, и какой марки этот телефон. Например, для взлома iPhone используется ПО Pegasus, которое эксплуатирует даже не уязвимость, а намеренно оставленный бэкдор в WhatsApp. Но если мы говорим о безопасности в разрезе борьбы с фейками, здесь мессенджеры – просто канал коммуникации. Долгосрочная стратегия в данном случае лежит прежде всего в плоскости цифровой грамотности».
«Может возникнуть соблазн пойти по пути WeChat»
Блогер, обозреватель, эксперт РОЦИТ Павел Пряников: «У разработчиков национального мессенджера может возникнуть соблазн (и про это уже говорят многие эксперты) пойти по пути WeChat. Но наше общество не имеет ничего общего с китайским, и интернет там развивался совсем иначе. И если стоит задача создать суперприложение, примером могли бы стать японское Line, южнокорейское KakaoTalk, вьетнамское Zalo, индийское Sandes. Эти страны более европеизированы, их национальные соцсети развивались в условиях конкуренции, и также в разной степени интегрированы с местными госуслугами и бизнес-предложениями».
В итоге остается несколько вариантов того, что ждет российский мессенджер в обозримом будущем.
Вариант 1: Ставка на уникальность: если разработчики сделают ставку на безопасность (российские серверы, отечественное шифрование), интеграцию с госуслугами и медийность (короткие видео, стримы), пользователи сами перейдут на новый сервис.
Вариант 2: Борьба с привычками: 80% пользователей уже привыкли к WhatsApp, 60% — к Telegram. Их переход на новый сервис потребует времени и усилий.
Вариант 3: Трудности адаптации: если мессенджер будет перегружен функциями или будет слепо копировать WeChat, или же его безопасность окажется под вопросом, или интеграция с госуслугами будет неэффективной, он рискует остаться без массовой поддержки.
Что дальше? Теперь все зависит от разработчиков MAX: как они воплотят амбиции в жизнь. Но одно можно сказать точно: рождение российского мессенджера — это не просто технологический проект, а символ суверенитета в цифровой эпохе. И если он станет не просто «копией» иностранных аналогов, а уникальным инструментом, который объединяет безопасность, удобство и широкий спектр сервисов, его успех будет предрешен.
*Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ