В РОЦИТ обсудили актуальные задачи, стоящие перед стримингом в РФ и мире

В РОЦИТ состоялось заседание комиссии по новым медиа на тему «Стриминговые площадки: альтернативы Twitch для россиян». Участники встречи сравнили инструменты монетизации в отечественных и зарубежных стримингах, выявили новые угрозы и уязвимости при использовании площадок с прикреплением платежных реквизитов, обсудили законодательное регулирование стримингов, рассказали об ограничениях платформ для россиян и вспомнили про российские альтернативы. Был поднят вопрос о том, возможен ли массовый переход с иностранных площадок на отечественные, и что для этого необходимо.

«Международная платформа Twitch по-прежнему работает»

Мероприятие открыл первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин. В своем выступлении он отметил, что на платформе Twitch большое количество деструктивного контента. Она накопила штрафы от регулятора на сумму 70 млн рублей и будет постепенно уходить с нашего рынка. Появляется окно возможностей для российских решений.

«Cегодня рынок стриминговых платформ в нашей стране достаточно насыщенный, появляется много новых проектов. Тем не менее, даже Twitch в невысоком качестве, как мне говорили некоторые стримеры, дает лучшие условия по монетизации. В прошлом году был принят закон о трэш-стримах, и он представляется мне правильным. И мы размышляем над тем, чтобы подумать над регулированием стримеров в той части, чтобы они, например, не были анонимными, соблюдали определенные требования законодательства», — подчеркнул депутат.

«С платежами на Twitch всегда было сложно, так как платформа принадлежит Amazon»

Слово взял генеральный директор АПРИОРИ Александр Михеев. По его словам, для российского пользователя осуществление платежей напрямую было исторически крайне сложным. Поэтому существовали альтернативные средства приема платежей, но основной заработок всегда происходит с рекламы и рекламных интеграций.

«Мы наблюдаем существенный рост платформы VK Video Live последних три года, и на сегодняшний день месячную аудиторию площадки составляет в среднем около 8 миллионов уникальных пользователей. Где-то порядка 400 тысяч пользователей ежедневно приходят и взаимодействуют с стриминговой платформой, где-то порядка 32 тысяч активных стримеров на сегодняшний день с той или иной периодичностью ведут стримы на платформе, и где-то по 130 минут в среднем пользователь проводит именно смотрение активного взаимодействия с платформой», – резюмировал Александр Михеев.

«Фактов утечек достаточно много»

Как отмечает Андрей Ярных, эксперт по информационной безопасности и член правления РОЦИТ, в 2021 году из-за ошибок конфигурации с Twitch утекло около 125 ГБ данных. При этом сервисы обычно заявляют, что ничего критичного не произошло: мол, данные пользователей не пострадали, а учётные записи остались в безопасности. Однако эти заверения зачастую вызывают сомнения — есть основания полагать, что утечки всё же затрагивают конфиденциальную информацию.

Что могло оказаться в руках злоумышленников?

  • Чувствительные данные, пригодные для социальной инженерии;
  • Видеоматериалы, которые можно использовать для создания фейковых обращений;
  • Прочая информация, позволяющая манипулировать пользователями.

«Отечественные сервисы, вероятно, будут более отзывчивыми и ответственными на территории РФ, оперативнее закрывая уязвимости, — отмечает Ярных. — Хотя полностью избежать утечек вряд ли возможно, пользователям стоит оставаться бдительными: использовать двухфакторную аутентификацию и помнить, что интернет — это пространство, где важно действовать осмотрительно», — уточнил Андрей Ярных.

«Российским компаниям нужно становиться глобальнее»

С 1 июля все иностранные площадки нарушают закон о хранении персональных данных в России, в том числе Twitch, YouTube, а также распространяют деструктивный контент — об этом напомнил председатель комиссии РОЦИТ по облачным технологиям, хостингу и информационной безопасности Михаил Шурыгин.

«Наши площадки менее подвержены рискам утечек, но, мне кажется, проблема нашей площадки заключается в том, что все позиционируют себя как локальные площадки, поэтому стримерам, на самом деле, не особо интересно на них переходить, потому что стримеры, которые играют в игры, что-то еще делают, это должно фигурировать как соревновательный процесс по всему миру, а не только быть интересным среди жителей Мытищ и Санкт-Петербурга. Поэтому здесь надо, конечно, чтобы российские компании переходили из локальных в глобальные или хотя бы пытались это делать. Глобально, хотя бы на уровне стран БРИКС, мне кажется, что это вполне себе может быть полезным. То, что они замедляют скорость и сами уходят — скорее всего, хороший знак, так как создает возможности для отечественных решений и продуктов», — счел Михаил Шурыгин.

«МТС потеряла на проекте NUUM около 6 млрд рублей»

Большая компания должна эффективно сокращать расходы и избавляться от убыточных продуктов, отметил Илья Гогуа, эксперт РОЦИТ, эксперт «Мастерской новых медиа».

«В последний год жизни NUUM было уволено 80% сотрудников. Это 250 человек, то есть все оставшиеся «62 с половиной человека» пытались как-то что-то доработать и вынести платформу. Но вряд ли такая маленькая команда может что-то сделать. Вы должны понимать, что потратить на платформу 6 миллиардов и получить 70 тысяч человек (речь, конечно же, о показателе ежедневного захода на платформу) — это ничто. Нужно было привлекать киберспортсменов, не только российских, но и каких-то мировых звезд для создателей эксклюзивного контента. Возможно, эти 6 миллиардов были бы по-другому потрачены, при этом было бы привлечено гораздо больше людей», – пояснил Илья Гогуа.

«Нужна проактивная позиция и поддержка наших компаний»

Российским платформам и сервисам даже присутствие больших иностранных конкурентов никогда не мешало навязывать какую-то борьбу, противодействовать и отбивать себе рынок, отметил эксперт РОЦИТ, руководитель проекта «Технологии» Российской газеты Олег Капранов.

«Лучший пример — Яндекс. Все самые сильные сервисы у них реализованы лучше, чем были реализованы у Google, даже в то время, когда у американской компании здесь было присутствие просто по умолчанию и всеобщая поддержка. Поэтому я думаю, что все упирается в продукт, упирается в его реализацию, упирается в понимание рынка. 

Нам нужно не просто ждать, пока наши компании будут вытеснять таких игроков, как Twitch, но и более активно на этом рынке работать. Я не говорю про блокировки, но просто в наблюдении последних месяцев очень хорошо видно, как практически все оставшиеся в России иностранные платформы фактически находятся в каком-то таком режиме спящих каналов. Как только случается любое обострение, сразу же видим, как в этих каналах начинается накачка межнациональной розни. Любой канал, который не приземлен в России, который не работает с российским законодательством, который не взаимодействует с регуляторами, он неминуемо становится инструментом воздействия, инструментом влияния. И по щелчку, как только случается какое-то обострение, сразу же начинается методичное воздействие на все болевые точки в надежде разогнать какую-то вот такую откровенную жесть. И поэтому, мне кажется, здесь нужна гораздо более проактивная позиция», — резюмировал Олег Капранов.

«Как привлекать на стриминговые платформы в РФ»  

О том, как правильно работать с аудиторией и находить новую, рассказала руководитель департамента цифровых решений ООО Агентство «Полилог», к. полит. н, преподаватель НИУ ВШЭ Людмила Богатырёва.

«Зрители выбирают не площадку, а конкретного стримера. Классический способ покупки эксклюзивного присутствия автора на площадке не всегда показывает свою эффективность в долгосрочной перспективе: контракты заканчиваются и автор уходит с площадки. И это очень дорогая стратегия. Поэтому выход один: растить новых авторов и новых звезд, которые не будут заинтересованы набирать аудиторию на зарубежных площадках, работая в серой зоне, которая постепенно уходит и ограничивает возможности российских стримеров», — считает она.

«Киберспорт остается популярным контентом у молодежи»

Одним из наиболее популярных у молодежи контентом по игровой тематике остается киберспорт, напомнил начальник отдела экспертного сопровождения департамента межведомственных коммуникаций АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды» Даниил Киримов.

«Кроме киберспорта популярны различные форматы общения стримера с зрителями и формат IRL-стримов. Следует отметить, что не все стримы несут в себе угрозы для психического и физического здоровья пользователей. Можно разделить стриминговый контент на позитивный, нейтральный и негативный. К негативному как раз относятся трэш-стримы, они представляют собой трансляцию деструктивного видеоконтента, которая может оказать негативное влияние на психическое здоровье несовершеннолетия. 

Исходя из мониторинга деструктивной активности на стриминговых площадках, можно выделить следующие наиболее популярные у молодежи категории треш-стримов: «Поп-ММА» бои, нарко-контент, игромания, политический контент, издевательства и унижения. Все категории стримов, которые могут содержать сетевые угрозы, предполагают возможность получения материального вознаграждения. Однако, помимо финансовой мотивации у снимающих видео присутствует удовлетворение от популярности и чувства безнаказанности за свои действия, которое стимулируется одобрением аудитории», — рассказал Даниил Киримов.

«Для удержания стримера в долгую привлекательной монетизации мало, нужно помогать с контентом» 

Следующим слово взял основатель фестивалей игровой и стрим-культуры Стримфест и GAMEДНИ, медиа и ивент-продюсер Михаил Лисецкий.

— На самом деле, ленивых стримеров не существует. Нежелание действовать — лишь следствие того, что у платформы и стримера не нашлось должного числа точек взаимодействия.

Да, монетизация на платформе это запрос номер один. Но запрос номер два, три и далее — помощь с созданием контента. И тут просто можно идти по конкретным болям, по трудностям, которые можно преодолевать в том числе с помощью платформы. И на круг закрытие этих возражений выходит сильно дешевле прямой закупки инфлюсенсера по рекламной цене. Это просто факт. 

Так, сейчас стример сам покупает игры и технику под трансляции, преодолевая кордоны запретов, ища пути экономии. Стрим-платформа же может тут выступать неким буфером, который закупит и с наименьшей бюрократией распределит/перепродаст софт и профильное железо своим талантам.

Платформа может создать широкую и дальновидную программу лояльности, и здесь есть зазор и для государства. Вот тут, например, прозвучало слово «рыбалка». А мне бы хотелось смотреть шире: почему только рыбалка, почему не подключение стримеров к развитию внутреннего туризма? Ведь путешествовать они любят, и делают IRL контент из поездок. 

Но можно и не ехать далеко. В больших городах платформы могут организовывать стримерские дома, где инфлюенсеры смогут объединяться для создания самых разных типов трансляций, перемножая свои аудитории — естественно, при условии эфира только на заданную платформу. 

Отдельные стрим-фестивальные события, близкие конкретно нашей команде, не замыкают этот список, его можно длить долго. Но где, собственно, та платформа, которая предложит инфлюенсерам этот достойный контент? А не просто распылит маркетинговый бюджет за несколько месяцев. — резюмировал Михаил Лисецкий.

«Ситуация на российском рынке куда лучше, чем в других странах»

Среди замыкающих выступил основатель российской стриминговой платформы GoodGame.Ru Михаил Мирчук.

— В России ситуация лучше по сравнению с любой другой страной за исключением Китая, где Twitch изначально был недоступен. В данный момент в стране, помимо Twitch, работают GG и VKLive; были и будут появляться новые игроки на рынке. В других странах подобных платформ практически нет: только после ухода Twitch из Южной Кореи там начала развиваться местная платформа (Soop -AfreecaTV).

Хотелось бы также остановиться на вопросе привлечения стримеров через прямые контракты. Принцип понятен: привлечем популярных стримеров, и они приведут аудиторию на новую платформу. Такая стратегия применялась Microsoft, YouTube, Wasd и VK в первый год их работы, но ни у кого из них не получилось. Основных причины две: 

Первая — стратегия финансово невыгодна, так как для привлечения стримера необходимо заплатить ему в 20-30 раз больше, чем платформа может заработать. Вторая и более важная причина — «покупая» стримера, вы обесцениваете свою площадку, фактически заявляя, что у нас можно стримить только за деньги. Когда средства заканчиваются, стример уходит обратно. Вернуть его можно, только снова заплатив или убедив, что на вашей площадке есть нечто более ценное. 

Такой подход неэффективен. Поэтому мы сосредоточились на повышении ценности нашей платформы как для зрителей, так и для стримеров, добавляя полезные инструменты и функции, — резюмировал Михаил Мирчук.

«Приводить аудиторию через государственную систему»

— Разные платформы предлагают стримерам разную мотивацию: у одних есть аудитория, у других — выгодная партнёрская программа, у третьих — готовность слышать и учитывать пожелания создателей контента, — отметил управляющий партнёр агентства цифровых коммуникаций Heads’made Ярослав Мешалкин.То, что сейчас государство делает с мессенджером Max, со временем может быть масштабировано и на сферу стриминга. Например, отечественные платформы могли бы получать от государства преференции: маркировку, некие визуальные «знаки отличия», продвижение через госканалы, чтобы рекламодатели ориентировались при выборе, кому отдать контракт.

Можно подключить Ассоциацию блогеров и агентств: пусть она рекомендует тех, кто активно работает именно на российских стриминговых сервисах. Это даст нужный сигнал рынку. Даже если отечественные платформы будут пока что дублирующими для стримеров.

Я бы также посмотрел в сторону детей и подростков, которые ещё не «подсели» на Twitch. Если на отечественных платформах будет создаваться качественный и интересный для них контент, то вопрос только в промо этих платформ. Можно через систему образования, через школы и молодёжные объединения вроде «Движения Первых» приводить туда аудиторию. Это могло бы сработать: укрепить сами платформы и познакомить с ними самых юных зрителей, — резюмировал эксперт.

Итог

Все эксперты сошлись во мнении, что необходимо развивать отечественные решения и прививать аудитории правильные, полезные, национальные нарративы, которые будут в большей степени соответствовать уникальному российскому культурному коду, при этом не отрываясь от международных трендов и таких вещей, как участие в мировых киберспортивных состязаниях.

Подпишитесь на нашу рассылку

Полезные материалы об интернет-безопасности - в нашей ежемесячной рассылке. Подпишитесь и будьте в курсе!