Digital-этикет формулируется и пишется прямо сейчас. Он вбирает в себя и классические правила ведения корреспонденции, и более молодые законы бизнес-этикета. Главное правило заключается в том, что почта, соцсети, мессенджеры — это средства связи, а не сама коммуникация и не сама работа.
Digital-этикет формулируется и пишется прямо сейчас. Он вбирает в себя и классические правила ведения корреспонденции, и более молодые законы бизнес-этикета. Главное правило заключается в том, что почта, соцсети, мессенджеры — это средства связи, а не сама коммуникация и не сама работа. Разберемся с остальными!
— Если ваши профили в соцсетях открыты, именем должно быть ваше настоящее имя, а на фото — ваше лицо. Не обязательно как на паспорт, но лучше — в одежде, без темных очков и головных уборов. Это же касается адреса и оформления вашей электронной почты. Не стоит приукрашивать информацию о себе. Подразумевается, что если ваш профиль в соцсетях открыт для всех, вы готовы делиться опубликованными в нем данными.
— Еще не правило, но уже сформулированный взаимный запрос — использовать в почте, соцсетях и мессенджерах одну и ту же фотографию: это сэкономит время на поиск нужного контакта при мультиканальной коммуникации, минимизирует риск отправить не то не тем людям.
— Убирать из подписи в электронной почте номер телефона — моветон. Это буквально означает, что вы не готовы к коммуникации на 100%. Современный этикет и без того минимизирует звонки, оставляя их на экстренные случаи. Таким образом, лишив визави этого канала связи, вы увеличиваете риски для всех.
— Ключевые этапы коммуникации лучше осуществлять лично: знакомство, обсуждение и договоренности о проекте и его ходе, распределение ролей, подведение итогов. И обязательно подтверждать письмом-протоколом. Сегодня это может быть не только резюме встречи, но и то, к чему пришли в ходе телефонного разговора или даже обменявшись голосовыми сообщениями.
— Нет пассивной агрессии. Digital этикет за то, чтобы искренне и корректно доносить мысли и мнения друг другу. Зачастую в кризисных, конфликтных ситуациях, да еще и будучи отделенными друг от друга двумя мониторами, люди подвергаются соблазну подколоть, укусить собеседника. Некогда принятые штампы типа «уважаемые коллеги», «прошу оперативно», «заранее спасибо» стали маркерами пассивной агрессии, высокомерного, пренебрежительного тона.
— Обращаетесь к коллегам — назовите их по именам. Исключение составляют рассылки по всей компании. Когда каждому предназначена отдельная часть письма (но все должны быть в курсе договоренностей), начинайте абзац с имен.
Важно запомнить, как представился адресат и обратиться к нему в письме именно так. Досадная ошибка в первом письме обрекает всю коммуникацию. Например, весной я отказалась от выгодного сотрудничества только потому, что ответственное лицо на стороне партнера настойчиво называло меня Катериной, несмотря на то, что и на визитке, и в подпи своих писем я фигурирую как Кетеван. Скажем больше, не каждая Екатерина разрешает называть себя Катериной.
— Если человек присутствует в групповой переписке только для того, чтобы быть проинформированным, ставьте его в скрытые копии.
— Если вы сами давали контакты или они являются открытыми, важно отвечать на письма, вопросы и сообщения (хотя бы в течение недели). Прежде всего, потому что это — ясность, а ясность — вообще лучшее, что может быть в коммуникации. Есть масса причин и формулировок для вежливого отказа (в бизнесе есть такой жанр писем — мотивированный отказ, иногда они приводят к взаимовыгодным сделкам). Отказ лучше, чем неответ, потому что он демонстрирует уважение к собеседнику.
Например, можно отказать ввиду большой занятости долгосрочными проектами, иным вектором интересов. Но если вам действительно неловко и жалко отказывать, так и напишите: «с большим сожалением», «готов пересмотреть в перспективе». В конце концов, сделайте автору запроса комплимент, дайте понять, что в отказе действительно ничего личного: «Я с большим уважением отношусь к тому, что вы делаете, и давно мечтал посотрудничать, но направление по разработке софта для кукурузных комбайнов в нашей компании, увы, закрыто».