В этой статье мы собрали основные понятия, связанные с онлайн-платежами.
Электронные деньги работают так же, как и обычные наличные — ими можно оплатить товар или услугу. Разница в том, что они лежат на электронном носителе: банковской карте, счету электронной платежной системы или в электронном кошельке.
Банковская карта — пластиковая карта, которая привязана к одному или нескольким расчетным счетам в банке. Ей можно оплачивать товары и услуги, в том числе онлайн, и снимать наличные деньги в банкоматах и операционных кассах. По сути, это физический символ вашего банковского счета, который можно потрогать и предъявить.
С дебетовой карты можно потратить только то, что есть у вас на счету. А вот израсходованные с кредитной карты средства вы автоматически берете у банка в кредит и обязаны вернуть с процентами.
Виртуальная банковская карта выдается специально для покупок и платежей онлайн. Часто она даже не имеет материального носителя: банк сообщает вам только номер, срок действия и код проверки подлинности карты (CVC2/CVV2). Бывает в пластике, но оплачивать покупки офлайн и снимать наличные с ее помощью нельзя.
Электронный кошелек — это специальная программа или интернет-сервис, с помощью которых можно хранить электронные деньги и платить ими. По сути это аналог банковского счета. Самые известные: Яндекс.Деньги и кошелек платежной системы QIWI. Бывают и в виде физических носителей: карта московского метро «Тройка» и сим-карта сотового оператора — это тоже электронные кошельки. Пополнять их можно через терминалы, с банковской карты или со счета мобильного телефона. Напрямую снять деньги с такого кошелька нельзя. Придется сначала перевести их на банковскую карту и дойти до банкомата.
Электронная платежная система — это система расчетов через интернет. Самые известные — WebMoney и PayPal. Чтобы использовать такую систему, и отправитель, и получатель денег должны быть в ней зарегистрированы. Переводить деньги можно с электронного кошелька или напрямую с банковской карты. При покупке с рублевой карты в зарубежном магазине происходит автоматическая конвертация в валюту продавца по собственному курсу платежной системы. Главная задача электронной платежной системы — гарантия безопасности операции для обеих сторон. PayPal, например, возвращает деньги, если покупку не доставили или товар не соответствует описанию.