Директор РОЦИТ рассказал о роли библиотек в повышении цифровой грамотности

15 октября 2020

14-15 октября в Екатеринбурге состоялась IV Межрегиональная научно-практическая конференция “Библиотека и формирование информационной культуры общества в контексте задач реализации Национального проекта «Культура»”. Темой года стала «Библиотеки на гребне цифровой волны». В конференции принял участие директор РОЦИТ Сергей Гребенников.

Спикеры обсудили вопросы медийной и информационной грамотности, новейшие практики библиотечного сообщества, возможности использования TikTok и подкастов в библиотеках, библиотечные прямые эфиры и многие другие актуальные темы. Сергей Гребенников выступил с докладом “Цифровая грамотность (безопасность, компетенции, потребление): роль и место библиотеки”.

Сергей кратко осветил историю становления Рунета и его пользователей: “Обратите внимание на динамику количества пользователей в Рунете: 20 лет назад число пользователей составляло менее 4%, сегодня цифры совершенно иные — более 80% россиян пользуются интернет-технологиями и сервисами”.

Директор РОЦИТ рассказал об акции «Цифровой Диктант» и роли библиотек в повышении цифровой грамотности: “Интерес к акции в 2020 году был колоссальный. Спасибо библиотечному сообществу, которое активно поддержало нашу акцию. «Цифровой Диктант» показал, что подростки от 14 до 17 лет и старшее поколение 60+ поколение демонстрируют примерно одинаковый уровень цифровой грамотности. И здесь хочется отдать должное библиотекам, ведь библиотеки сегодня — это прекрасное место, где молодёжь и студенты могут проводить время с пользой, а старшее поколение друг с другом повзаимодействовать”.

Алгоритмы начинают определять наше настоящее. Хотим ли мы, чтобы искусственный интеллект рекомендовал мне книгу в библиотеке? Мне кажется, мы должны оставаться людьми. Разумное потребление всего, в том числе технологий, — это правильно, разумно, и мы все должны к этому стремиться.
подчеркнул директор РОЦИТ

Сергей Гребенников обратил внимание на важность внедрения уроков цифровой грамотности в школьное обучение: “Если в школах мы не начнём внедрять уроки цифровой грамотности, то пользователи не смогут противостоять мошенничеству в интернете, отличать искусственный интеллект от человека. Интернетом мы пользуемся каждый день. Учили ли нас этому в школе? Нет. А этим вещам нужно учить”.

Также директор РОЦИТ отметил возможности библиотек в сфере развития цифровых навыков: “Библиотеке будет легко научить свою аудиторию отличать фейк ньюз от правды, потому что каждый посетитель библиотеки обладает определённым набором знаний и критическим мышлением”.

Материалы по теме:
Библиотеки в цифровую эпоху: Урван Парфентьев выступил на рабочем совещании тематической площадки ОНФ «Культура»