Директор РОЦИТ Сергей Гребенников о том, как бизнесу пройти путь цифровой трансформации специально для ComNews.
Цифровизация лежит в основе многих государственных стратегий развития, а бизнес вкладывает миллионы долларов в digital-технологии. Но далеко не все меры одинаково эффективны. «Цифра» должна стать не самоцелью, а инструментом трансформации, который решит проблемы государства, частных компаний и пользователей. Это не утопия, а реальная стратегия, которую уже можно реализовать на практике. Разбираемся, как это сделать.
Эпоха цифровой зрелости
В 2020 году Москва впервые вошла в топ-20 рейтинга цифровой трансформации городов TSGI, а Россия заняла 7-е место в списке наиболее развитых digital-экономик мира. В то же время в рейтинге цифровизации бизнеса ИСИЭЗ ВШЭ страна занимает 31-е место из 33. Статистика помогает отследить динамику распространения цифровых технологий, но полную картину не отражает. Суть digital-трансформации заключается не столько в уровне доступности интернета или популярности электронных платежей, а в стадии эволюции бизнеса. Эту эволюцию определяет клиентоориентированность, уровень пользовательского опыта (UX) и эффективность операционных процессов. Цифровое общество не погружено в онлайн-среду — напротив, оно использует ее как инструмент для улучшения уровня и качества жизни.
Таким образом, цифровизация — это не количество роботов на производстве, а то, насколько эффективно и слаженно они работают вместе с людьми. Это не красивое банковское приложение, а омниканальный сервис, который избавляет человека от ненужной рутины и дает ему больше свободного времени. Это не абстрактные лабораторные инновации, а реальные производства, которые штампуют красивые ноутбуки, смартфоны и смарт-часы — устройства, которыми захотят пользоваться люди.
Лидером цифровой трансформации сегодня можно смело назвать Китай — страну, в которой фермеры из глубинки продают овощи, организуя живые трансляции на платформе Taobao. Или Германию, которая эффективно использует промышленных роботов в автопроме и уже давно реализует принципы Индустрии 4.0, о которой пока только рассуждают во многих странах. «Цифра» должна упрощать жизнь, и задача бизнеса — сделать ее инструментом упрощения и оптимизации.
Важно понимать, что исследовать цифровую трансформацию нужно не на примере IT-компаний, которые органически встроены в digital-среду, а на примере «аналоговых» индустрий — логистики, промышленности, сельского хозяйства, медицины, образования. Конечно, перестройка традиционного сектора не происходит в один момент — это долгий и последовательный процесс. В России примером такого последовательного движения стали Сбербанк, Газпромбанк и «Почта России» — компании, которые переизобрели и переформатировали себя. Они последовательно перестраивали свой фундамент, переводя клиентов с офлайн-каналов на цифровые.
Сегодня они вступили в фазу цифровой зрелости: они готовы развиваться дальше, у них есть для этого возможности и ресурсы. А именно:
- команда специалистов с высоким уровнем digital-компетенций
- каналы привлечения прибыли (должны преобладать цифровые)
- организация операционной деятельности
Если компания работает, как слаженный механизм, легко внедряет инновации и воспринимается как IT-компания — это большой прорыв. Сбербанк долгое время к этому шел, и недавний ребрендинг это доказывает.
«Цифра» как механизм
В контексте цифровой трансформации также часто говорят о цифровизации услуг, создании суперприложений и экосистем, которые решат все проблемы пользователя. Тренд прослеживается и на российском рынке, однако это лишь переходный этап трансформации.
Задача любой компаний на этой стадии — перенасытить рынок цифровыми услугами и привлечь как можно больше клиентов, чтобы расширить охват. Именно это позволяет компаниям стать по-настоящему клиентоориентированными, лучше понять потребности людей и предоставить им более качественные услуги.
Но цифровые технологии должны стать не только удобными и привлекательными, но также незаметными. Фактически «цифра» — это механизм процесса, но не сам процесс. Это касается и материальных продуктов: потребителю не нужны грандиозные изобретения. Важно создавать устройства, которыми захотят пользоваться люди. Автомобили, потребительская электроника, даже сельскохозяйственная техника — в России эти сегменты рынка пока недостаточно развиты, но у них огромный потенциал. Технологические продукты должны привлекать пользователя, взаимодействовать с ним на уровне дизайна и UX, эффективно выполнять свои задачи и функции. Добиться этого получится не сразу, но к этому нужно стремиться. Так, неудача с YotaPhone или «Яндекс.Телефоном» не должна останавливать разработчиков смартфонов — китайских производителей электроники когда-то тоже не воспринимали всерьез, а теперь смартфоны OnePlus и Xiaomi хорошо продаются по всему миру.
Проблема в том, что в России не хватает собственных технологий и успешных стартапов, которые могли бы создавать привлекательные продукты и услуги. При этом в стране создан фундамент для их появления — мы быстро интегрируем новые технологии, легко подхватываем тренды. Например, безналичные платежи в последние годы развиваются так быстро, что этот процесс назвали «русским чудом».
Лучшее время для коллабораций
Однако адаптация — это не то же самое, что инновация. Задача бизнеса сегодня — создавать технологии с нуля по тому же принципу, что Китай. Но здесь снова возникает проблема: отстающие компании не понимают, с чего начать, а у стартапов нет достаточных ресурсов. Поэтому в стране нужно создать условия для сотрудничества между крупными и мелкими игроками. Даже такие гиганты, как Apple и Facebook, скупают интересных новичков, чтобы развивать новые технологии — машинное обучение и дополненную реальность. По такому пути следует идти и российскому бизнесу, у которого уже нет времени на внутренние исследования и разработки.
Создавать коллаборации можно не только с помощью M&A-сделок, но и за счет создания среды для совместных экспериментов — это и инновационные хабы, и хакатоны, которые объединяют талантливых IT-специалистов с крупными компаниями. Подобную тактику использует и «Почта России», и Сбербанк, которые регулярно участвуют в хакатонах, выступают спонсорами чемпионатов и сотрудничают с акселераторами. Например, «Почта России» предложила участникам хакатона «Цифровой прорыв» найти новые способы монетизации трафика своего портала. Такие кейсы помогают решать реальные задачи бизнеса и находить точки соприкосновения между стартапами и корпорациями.
Региональные хакатоны также помогают налаживать связь между муниципальными властями и локальными стартапами — это дает шанс небольшим IT-проектам получить более широкий охват и начать внедрять свои решения на практике.
Государству важно участвовать в таких процессах, но при этом поддерживать диалог с бизнесом, а не спускать «директивы». Посредником в процессе цифровой трансформации должны стать бизнес-объединения и ассоциации, которые донесут до государства консолидированную точку зрения бизнеса. Они могут послужить фильтром, который определит, на каких технологиях и отраслях следует сфокусироваться, а от чего, наоборот, стоит отказаться. Например, РАЭК занимается развитием электротехнической отрасли в России, выступая против недобросовестной конкуренции и монополизации рынка.
Адаптация бизнеса к цифровой реальности — это долгий и трудоемкий процесс, но в России он уже начался. Пока в этом в основном преуспели госкорпорации, что в очередной раз доказывает: государство оказывает большое влияние на развитие бизнеса. В первую очередь следует устранить препятствия, создать инфраструктуру для роста и развития, сделать законодательство более гибким, адаптированным под потребности предпринимателей. Перед крупными и мелкими компаниями стоят общие задачи, поэтому важно консолидироваться, защищать и лоббировать свои интересы.
Российскому рынку также не хватает коллабораций — партнерских отношений, которые не обязательно ведут к сделкам, но помогают создавать инновационные продукты вместе. Часто корпорации находятся в своем информационном пузыре — для прорыва им нужен свежий взгляд и видение.
А стартапу, напротив, необходима систематичность, лидерство и ресурсы. Не стоит забывать и о реальных запросах потребителя, его интересах и проблемах. Цифровые решения должны облегчать жизнь и оптимизировать процессы, оставляя человеку больше времени для развития.