Директор РОЦИТ Сергей Гребенников рассказал о пользе индекса цифровой грамотности

По словам Сергея, цифровая грамотность и компетенции необходимы пользователям, чтобы получать от интернета максимум пользы.

— Сергей, что побудило вас ввести понятие индекса цифровой грамотности (ИЦГ)?

— Мы размышляли, как продвигать идеи безопасного интернета, и обнаружили, что никаких исследований по теме в России просто не было. Цифровая грамотность и компетенции необходимы пользователю, чтобы получать от интернета максимум пользы. Поэтому мы ввели в исследование несколько субиндексов: цифровая безопасность, цифровые компетенции и цифровое потребление.

— Какие выводы были сделаны после измерения первого индекса в 2015 году?

— Предстоит большая работа по повышению уровня цифровой грамотности среди уже существующих пользователей интернета и тех, кто только начинает им пользоваться. Постепенно в интернет приходят как маленькие дети, так и пенсионеры, которые раньше боялись и вообще не понимали, зачем он нужен. Сейчас в сети дети могут играть и познавать мир, а пожилые люди — получать госуслуги, новые знания, найти дополнительный досуг.

— На RIW 2016 вы сообщили, что показатели ИЦГ в этом году незначительно выросли. Как вы думаете, почему?

— По сравнению с 2015 годом индекс вырос на 6,3% и составил 5,42 пункта. Все субиндексы тоже выросли: цифровые компетенции — 5,27 (+7,9%), цифровое потребление — 5,49 (+3,2%) и цифровая безопасность — 5,57 (+7,1%). РОЦИТ в 2015-2016 гг. активно занимался просвещением в вузах и школах, выпустил много обучающих материалов. Бизнес тоже начал обучать пользователей правильному и безопасному использованию интернета.

— Что будет дальше?

— Нам придется очень активно работать. Мы готовы каждого пользователя научить безопасно использовать интернет на все 100%. С приходом интернета вещей возникнут новые виды контента и услуг, для работы с ними понадобятся новые термины и компетенции. На основе того, что мы уже знаем, будет проще разобраться, как именно использовать новые технологии.

— Россия занимает одно из последних мест по финансовой грамотности, не самые лучшие показатели и в цифровой. Что мешает нам улучшить позиции?

— Начну отвечать с конца. Нам ничего не мешает улучшить свои показатели, как финансовые, так и в цифровые.

Сегодня бизнес и государство нацелены на то, чтобы интернет-пользователь был максимально грамотным. Чем эффективнее люди используют финансовые и госуслуги, тем выше удовлетворенность ими.

Мы видим, как количество транзакций через интернет неуклонно растет, а банки активно работают со своей аудиторией над повышением уровня финансовой грамотности. Совместно с ними РОЦИТ планирует активно развивать эту тему в 2017 году.

— У нас очень популярен пиратский контент. С чем это связано и как можно исправить?

— Я уверен, что пользователь просто не отличает, какой контент потребляет: пиратский или легальный. И наша главная задача — научить его видеть разницу. Также нужно увеличивать количество и повышать качество сервисов с легальным контентом, упрощать поиск нужных материалов. Часто бывает, что легальную копию найти трудно, а пиратскую — проще простого.

— Кто финансирует исследование ИЦГ?

— Исследование поводит РОЦИТ. Мы получаем гранты от общественной палаты, привлекаем бизнес, также заинтересованный в развитии проекта.

— Как сделать популярными «Единые уроки безопасности» для школьников, которые проводит РОЦИТ?

— Мы начинали работать с несколькими организациями, заинтересованными в популяризации безопасного интернета. «Единые уроки» проводим третий год, и с каждым годом проект разрастается. Я уверен, что постепенно мы охватим все учебные заведения.

— Какие угрозы сегодня подстерегают пользователей?

— В первую очередь вирусы, которые часто прячутся в файлах с пиратским контентом. Вирусы сканируют ваше устройство и крадут логины, пароли, данные банковских карт. Встречаются в сети и люди, которые выдают себя за других, чтобы втереться в доверие и навредить.

— Как вы считаете, почему все больше киберпреступлений направлено на детей, а не на взрослых?

— Это не совсем так. Страдают наименее подкованные в интернет-безопасности. Когда мошенник хочет заработать в сети, его интересуют только ваши деньги на банковской карте. Ни пол, ни возраст, ни род занятий его не волнуют.

— Как избежать негативного воздействия интернета на ребенка?

— Нельзя сказать, что интернет плохо влияет на ребенка. Это скорее вопрос воспитания, которым должны заниматься родители и школа.

При правильном воспитании интернет будет влиять позитивно. Нужно только научить ребенка им правильно пользоваться и искать хорошие материалы.

— Большинство преступлений в сети совершается мошенниками, которые злоупотребляют доверием. Как этого избежать? Перестать доверять людям?

— Если не знаете человека, который общается с вами в сети, просто прекратите общение. Спросите себя: «Зачем мне это нужно? А ему?». Но все же хочу напомнить, что интернет — это кладезь полезной информации и возможностей. С его помощью можно не только общаться, но и учиться, совершать покупки, искать работу. Главное — соблюдать правила безопасности.

— С какими проблемами пользователи обращаются на Горячую линию Рунета? Приносит ли она пользу?

— Благодаря Горячей линии мы узнаем о новых схемах мошенничества и оперативно устраняем многие из них. Чаще всего пользователи сообщают о мошенниках в сфере онлайн-покупок (24%), на втором месте — обман по каналам сотовой связи, а замыкают тройку сообщения о запрещенном контенте (21%). Мы активно боремся с этими проблемами. Например, РОЦИТ совместно с РАЭК разрабатывает проект механизма саморегулирования интернет-магазинов.

Подпишитесь на нашу рассылку

Полезные материалы об интернет-безопасности и опросы с призами - в нашей ежемесячной рассылке. Подпишитесь и будьте в курсе!