12 июля, в Москве состоялось заседание Комиссии РОЦИТ по новым медиа, посвященное рекламе на иностранных онлайн-площадках. Участники встречи обсудили регуляторные меры по отношению к иностранным компаниям, а также оценили состояние российского рынка и его возможности для авторов контента.
Мероприятие открыл председатель правления РОЦИТ, сопредседатель комиссии РОЦИТ по новым медиа, зампредседателя Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. Он выразил уверенность, что закон о запрете рекламы на иностранных площадках будет принят до конца весенней сессии, и с учетом сегодняшних реалий информационной войны в отношении России сомнений в этом решении нет.
Помимо этого, Антон Горелкин обозначил необходимость борьбы с еще одним явлением – анонимностью в соцсетях: «Мы должны так или иначе поддерживать борьбу с анонимностью с помощью верификации аккаунтов. Сегодня анонимность становится важнейшим инструментом не только для мошенников, но и в информационном противоборстве. Напомню, что коллективный Запад развязал информационную войну против России. Также не стоит забывать про преступные действия украинских спецслужб в интернете. Поэтому в борьбе с анонимностью органы власти и бизнес должны работать в единой связке. Считаю, что этот год станет поворотным в реализации мер по деанонимизации, в том числе тут речь идет и о борьбе с распространением «серых» SIM-карт. Законопроект по ужесточению требований к продаже SIM-карт Государственная Дума РФ уже приняла в первом чтении. Разумеется, этот законопроект будет дополняться. Уже готовятся к нему поправки. Планируем их принять до конца весенней сессии».
Эксперты сошлись во мнении, что вопрос деанонимизации необходимо рассмотреть отдельно и принять законопроект с учетом всех предложений. Помимо этого, участники встречи выразили свое отношение к анонимности. Общую точку зрения высказал эксперт РОЦИТ, медиаэксперт, блогер Георгий Лобушкин: «Я против анонимности».
Далее слово взял член правления РОЦИТ, сопредседатель комиссии РОЦИТ по новым медиа, генеральный директор АНО «ИРИ» Алексей Гореславский. По его словам, российские соцсети востребованы в целом у рекламодателей: «По внутренней статистике Института развития интернета, в 2023 году производители контента, получившие поддержку ИРИ, чаще всего размещались на ВКонтакте (29%), Telegram (22,7%) и в Одноклассниках (10,2%). Что касается Rutube, в прошлом году количество размещений на нем снизилось на 11%, зато количество просмотров выросло в рекордные пять раз. При этом YouTube стагнирует: количество размещений на нем в прошлом году выросло всего на 2%, а количество просмотров снизилось на 9%».
С коллегой согласился исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер: «В 2022 году активы Rambler&Co перестали развивать каналы на иностранных платформах, так как российские компании были лишены инструментов продвижения контента. Поэтому мы начали инвестировать в отечественные решения — работа в них приносит большие охваты и показывает хорошие результаты. На российском рынке уже достаточно много высокотехнологичных игроков, и новым платформам все сложнее становиться востребованными у аудитории и производителей контента».
Конкретными цифрами статистики с коллегами поделился эксперт РОЦИТ, первый заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Кирилл Истомин: «Блокируя наших авторов, иностранные площадки таким образом помогают развитию российских платформ. Сегодня в среднем по России не более 15% населения используют Instagram*. В Крыму, где соцсеть недоступна с 2014 года, её чаще всего используют не более 2%. Если политика западных площадок останется прежней, такой показатель будет по всей стране. При этом важно понимать, что иностранные соцсети отказываются от сотрудничества по фактчекингу и, более того, дают трафик на ресурсы, которые распространяют дезинформацию. С начала года мы зафиксировали 2 тыс. фейков с числом копий 3,9 млн. Если для примера мы говорим о видеохостингах, переход авторов и аудитории на отечественную платформу RUTUBE или VK Видео — вопрос цифрового суверенитета страны».
Свою популярность в России теряет и другая площадка – YouTube, заявил эксперт РОЦИТ, первый вице-президент, исполнительный директор АКАР Валентин Смоляков: «Если в 2023 году по популярности он у нас был на втором месте, то сейчас он скатывается на третье. Потому что на второе место «запрыгивают» «ВКонтакте», Telegram. «VK Видео» уже активно догоняет. И я не удивлюсь, если уже в этом или следующем году этот видеохостинг обгонит YouTube. И надо понимать еще одно, если мы говорим о рекламе. На сегодняшний день, что в продуктах Meta**, что в YouTube, рекламных возможностей, которые отрабатываются через рекламные кабинеты, нет. У нас крупный бизнес на сегодняшний день не может строить крупные охватные кампании через YouTube и платформы Meta**».
Далее Антон Горелкин поднял тему соблюдения законодательства РФ иностранными площадками. По его словам, до начала специальной военной операции большинство из них были готовы «приземлиться» и предпринимали определенные шаги в этом направлении: «Но для себя нужно четко понимать, что вот это соблюдение права в той или иной стране, локальной, это миф. Сегодня подлинно независимые страны фиксируют то, что происходит. И очевидно, что иностранные платформы будут соблюдать ваше законодательство пока им это выгодно, пока они здесь зарабатывают. Но как только случается какая-то история, которая связана с субъектностью, с тем, что страна демонстрирует определенную независимость в принятии решений, западные онлайн-платформы начинают вести себя иначе. Подобное поведение с их стороны мы все наблюдаем последние два года».
Несмотря на поведение западных площадок, нельзя забывать и про их потенциальную пользу для экспорта российского контента, подчеркнул генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин: «Наша индустрия строит большие планы по экспорту российского контента. Это и экономическая польза и культурная экспансия. И надо понимать, что за пределами России все эти запрещенные соцсети весьма популярны. И они являются важным каналом коммуникации, в том числе и продвижения российских товаров и отечественного контента на местных рынках. И в этом ключе важно, как говорится, не выплеснуть ребенка вместе с водой, занимаясь какими-то ограничениями, потому что за пределами России наши платформы не пользуются популярностью как в России. Соответственно, если мы хотим что-то продавать за рубежом, мы вынуждены использовать существующие каналы коммуникаций, которые популярны там».
Комментируя заявления коллеги, Антон Горелкин отметил, что речь идет исключительно про запрет рекламы, но не контента как такового: «Речь идет исключительно про запрет рекламы. Никто не запрещает блогерам размещать там контент. Мы, возможно, подумаем над законопроектом о приоритизации размещения контента в первую очередь на российских площадках, а уже потом, через сутки, на иностранных».
Эксперт РОЦИТ, медиаэксперт Тимофей Ви отметил, что дополнительным стимулом для перехода на отечественные площадки могла бы стать госпошлина на размещение рекламы на иностранных цифровых платформах – достаточно высокая, чтобы сделать эту историю экономически неэффективной. «Если у нас есть цель ограничить размещение рекламы со стороны российских компаний в запрещенных соцсетях, то надо помнить, что они это делают, потому что это экономически эффективно, и эта ситуация никак не регулируется законом. Значит, либо необходим законопроект, либо можно попробовать использовать экономические стимулы, чтобы эту историю ограничить. Например, внедрить некую пошлину, которую компания должна была бы платить за размещение рекламы в иностранных соцсетях. Это сильно поменяет экономику размещения рекламы на зарубежных площадках, и рекламодатели сами оттуда уйдут. Единственным исключением может стать реклама, цель которой – продвижение российских нарративов на зарубежные аудитории», — добавил Тимофей Ви.
Еще одно предложение озвучил Валентин Смоляков. В частности, он привел пример ввода переходного периода перед вводом системы идентификаторов рекламы в интернете, и это позволило запустить ее достаточно безболезненно: «И мне кажется, что здесь, если будет подан правильный сигнал блогерам относительно того, что, ребята, через какое-то время у вас здесь деньги кончатся полностью, мы должны понимать, что и контент российский там тоже очень быстро кончится полностью, потому что бесплатно его туда никто и ни для чего тащить не будет. Ну и вот эти серые и черные схемы, они, конечно, тоже повылазят. Люди все умные, так или иначе будут искать решения. Поэтому реализация через переходный период, я думаю, что поможет сгладить достаточно серьезно последствия экономические, которые в первую очередь даже не по российским рекламодателям, потому что мы знаем, что охватные истории можно построить для рекламодателя сегодня по блогингу, а в первую очередь по блогерам российским».
Антон Горелкин поддержал предложение главы АКАР и перечислил компании, которые потенциально могут помочь блогерам в переходный период: «Правильная мысль про переходный период абсолютно. И что мне кажется абсолютно реалистичным, что ряд структур совершенно в состоянии поддержать в течение этого переходного периода блогеров. Ну, например, есть, как вы понимаете, рекламодатели, есть площадки, которые являются реципиентами этого перетока, тот же VK, возможно, Telegram, кто-то еще. Эти структуры готовы идти навстречу и блогерам, и всем остальным, инвентарем, условиями, тем, чем угодно. В конце концов, есть Институт развития интернета».
Следом свои предложения озвучил эксперт РОЦИТ, блогер, журналист Илья Гогуа: «У меня есть несколько решений, предложений по поводу того, как сделать так, чтобы было более комфортно и интересно переходить нашим пользователям, а также нашей российской аудитории работать на отечественных площадках. Все-таки государственное регулирование инициативы нацелено на поднятие преимущества российских площадок и снижение преимущества иностранных площадок. Первый пример – это как раз таки закон о запрете рекламы российских компаний на иностранных площадках у блогеров. Но при этом мы должны тоже понимать, что если мы полностью все запретим, то, извините, а как наша страна будет продавать хотя бы то же самое сырье? То есть здесь нужно очень качественно проработать инициативу и понимать, что можно, кому можно, кому нельзя и в каких масштабах. Второй пример – конечно же, искусственное снижение скорости недружелюбных площадок для снижения комфорта использования как для авторов контента, так и для аудитории. Звучит немножечко подленько, но как иначе, если так поступают с нами. Если нам нужно, скажем так, и помочь своему, то почему нет? Приходится в современных условиях работать именно так, поэтому, мне кажется, вот эти вот инициативы со стороны правительства нужно проработать более детально».
Мероприятие подытожил эксперт РОЦИТ, руководитель проекта «Технологии» Российской газеты Олег Капранов, который прокомментировал недавние новости о замедлении YouTube: «Безусловно, его замедление, даже такое нативное, как мы сейчас наблюдаем, это хороший знак. Но здесь очень важно понимать, что одно это проблему не решит, потому что нашим площадкам, даже тем, которые являются частью крупных холдингов, им не хватает доступа к данным. Здесь им может помочь деанонимизация, потому что данные — это то, что является драйвером развития площадок».
*Материнская компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.
** Признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ.