Жаркая пора для “Горячей линии Рунета”

31 августа 2017

Лето подходит к концу, но для экспертов сервиса “Горячая линия Рунета” только наступает самое жаркое время. Конец августа и начало сентября - период сезонных осенних жалоб на мошенничество в интернете.

Август традиционно считается месяцем обновлений. Студенты и школьники приобретают новую электронику, модники пополняют гардероб - в общем, все хотят быть полностью готовыми к новому учебному и рабочему году.

Расцвет пользовательской активности в новом сезоне не может остаться без внимания киберпреступников. Поэтому именно август уверенно лидирует по количеству жалоб на мошенничество в интернет-магазинах, фейковые аккаунты в социальных сетях, телефонные “разводы” аферистов.

По статистике за три года работы Горячей линии можно выделить несколько ключевых трендов конца августа/начала сентября.

1.Увеличение числа жалоб на интернет-магазины (электроника, товары для детей) на 10-15% от среднего числа жалоб за год.
2.Увеличение числа жалоб граждан на незаконное списание денежных средств со счетов и телефонное мошенничество.

Что касается первого тренда, тут все закономерно. Мошенники готовятся к сезону, запуская фейковые интернет-ресурсы и разрабатывая новые преступные схемы, как раз ко времени массовых покупок. Почему увеличивается число жалоб на незаконное списание денежных средств - вопрос. Вероятно за время летних каникул многие пользователи теряют бдительность и поэтому ведутся на удочку самого популярного и старого фокуса киберпреступников - телефонного мошенничества.

С такими преступниками чаще всего можно столкнуться при продаже дорогостоящей вещи, автомобиля или недвижимости через доски объявлений (сервисы для продажи товаров от человека к человеку). Схема мошенничества очень проста. По сути - это правильная игра слов, при которой продавец в надежде получить залог и предоплату за товар в короткие сроки, не замечает, как добровольно сообщает свои персональные данные и данные от банковских счетов мошеннику.

Внимательно относиться стоит не только к покупкам в интернете, но и к продажам. Тем более, что интернет-сервисы, где можно продать свои вещи без посредника ежегодно приобретают все большую популярность.

Что касается жалоб на возможно противоправный контент, то это лето “отметилось” довольно большим количеством сигналов по якобы экстремистской тематике. Если учесть, что в СМИ информация об экстремистах и терактах в этом году звучит чуть не еженедельно, то ничего удивительного - всплеск активности по таким категориям жестко привязан к инфоповодам в прессе уже лет восемь. При этом, надо сказать, обилие сигналов не значит повышения их качества - то есть подтверждения по результатам проверки. Помимо “экстремизма”, сохраняются и традиционные тренды - жаловаться на сексуальный контент и на возможных мошенников, причем число этих жалоб летом держалось примерно на весеннем уровне.

Безусловно, мошеннические схемы не стоят на месте и развиваются вместе с возможностями интернета, но есть ряд правил, которые необходимо соблюдать и вероятность столкнуться с киберугрозами в интернете минимизируется.

Как создать надежный пароль>>
Репутация в интернете>>
Покупки в интернет-магазинах>>

С уважением,
Эксперты Горячей линии Рунета РОЦИТ

Горячая линия: нашли нарушение в интернете — сообщите!

Сообщить о нарушении

Обращений: 13982