В рамках исследования были опрошены 3 380 респондентов. Опрос проводился с 25 по 29 ноября методом онлайн-анкетирования среди пользователей 4-х наиболее популярных в России социальных сетей. Целью опроса было выяснить – насколько россиянам известно понятие фейковой информации, каким источникам они доверяют, знают ли о фактчекинге и чем опасны фейки.
Согласно результатам исследования, понятие «фейковая информация» знакомо почти всем респондентам (97%). При этом главным источником фейковой информации россияне считают телевидение (60%), которое одновременно пользуется и наибольшим доверием (19%).
При этом пользователи соцсетей за последний год сталкиваются с фейками реже: 74% респондентов встречают фейки в социальных сетях еженедельно – в мае 2020 года таких было 80%. 63% респондентов отметили, что распространение фейковой информации опасно – чаще потому, что фейки дезориентируют и влияют на сознание людей (28%).
Среди источников информации и новостей наибольшим доверием пользуются телевидение (19%), поисковые страницы (17%) и сайты СМИ (17%). 18% доверяют новостям от друзей, родственников и знакомых. 41% респондентов не доверяют публикациям в социальных сетях. 35% – доверяют, это чаще пользователи Instagram (40%), реже – пользователи «ВКонтакте» (33%) и «Одноклассников» (32%). Проверяют информацию и новости 85% респондентов: 46% проверяют всегда, 39% – иногда.
25% опрошенных слышали о фактчекинге. Среди них встречают фактчекинг в социальных сетях каждый день 10% респондентов. 79% респондентов положительно относятся к сообществам, занимающимся опровержением фейковой информации. При этом лишь 5% знают о российских и иностранных фактчекинговых организациях. Положительно относятся к маркировке фейковых публикаций 61% опрошенных. Об эффективности маркировки фейковых публикаций заявляют 47% респондентов и 65% хотя бы иметь возможность помечать фейковые публикации в интернете.