РОЦИТ совместно с системой социологических опросов и тестирования V-Project провели исследование популярности интернет-сервисов и уровня доверия к ним среди российских пользователей. В исследовании приняли участие 7000 респондентов старше 18 лет со всех регионов страны.
Россиянам задали ряд вопросов, касающихся функционирования американского сервиса YouTube, отношения к публикуемому контенту и сценария действий властей в случае нарушения площадкой законов РФ или распространения деструктивной информации.
По мнению респондентов, власти определенно должны реагировать на распространение ложной информации о России на видеохостинге. Такой позиции придерживаются 60,8% опрошенных. О необходимости ответной реакции государства на отключение сервиса монетизации для отечественных блогеров высказались 42% участников исследования, еще 43,9% считают, что властям необходимо реагировать на исключение из трендов и рекомендуемой информации официальных российских источников.
Исследователи опросили респондентов и о мерах воздействия на YouTube за нарушение российского законодательства. Так, самым популярным ответом стало наложение административный штраф (20,5%), запрет на размещение рекламы (18,3%). При этом, порядка 10% высказались за полное закрытие доступа к YouTube в России. Еще 24,1% респондентов посчитали, что принимать меры не следует. Самой непопулярной мерой стало значительное замедление скорости загрузки видео – всего 2,7% опрошенных поддержали эту идею.
«Результаты исследования подтверждают, что дискриминационная политика YouTube не остается незамеченной российским обществом. Большинство опрошенных осведомлены, что видеохостинг настроен враждебно по отношению к российским лидерам мнений и официальным СМИ и продвигает антироссийскую повестку. С таким отношением пользователи не согласны и поддерживают стремление российских властей принудить YouTube к объективности», — считает председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин. – При этом сторонников крайних мер в виде блокировки видеохостинга меньшинство».
Помимо этого, респондентов спрашивали, какой контент вызывает у них резкое недовольство и желание прекратить просмотр интернет-ресурсов. Чаще всего россияне отвечали «Порнография, информация о суициде, наркотиках, незаконной продаже алкоголя или оружия, экстремизме, терроризме» (41,6%). На втором месте оказались материалы, дискредитирующие действия войск РФ и/или содержащие ложную информацию о российской армии (38,6%), на третьем – призывы к экстремистской деятельности (36,5%).
Также респонденты крайне негативно относятся к призывам к массовым беспорядкам и/или участию в несогласованных акциях протеста (34,3%). Довольно высок процент тех, кому неприятна политическая реклама/агитация (28,4%), а также разглашение личных данных пользователей без их согласия (21,8%). Меньше всего россиянам неприятен контент, нарушающий авторское право (5,3%).
Кроме этого в исследовании РОЦИТ спросили у россиян о мерах, принимаемых регулятором по блокировке деструктивного контента. Отвечая на вопрос «Исходя из того, что вы знаете или слышали, сайты с каким именно содержанием, тематикой блокирует Роскомнадзор?» респонденты перечислили следующие категории: «Содержащие ложную информацию», «Пропаганда экстремизма», «Критика СВО», «Порнография», «Instagram*» и другие.
На фоне общей тенденции на увеличение количества фейковой информации в интернете исследователей также интересовал вопрос доверия россиян к различным интернет-ресурсам на тему специальной военной операции. Результаты показали, что наиболее надежными считают: Telegram (34,9%), Яндекс (30,5%) и ВКонтакте (28,1%). Меньше всего доверия вызывает Twitter (Х) – 2,2%. Доверие к Facebook* выказали 3,4% респондентов, к Instagram* – 6%, к TikTok – 7,8%.
«Закон нельзя нарушать никому – это аксиома. Однако в вопросах регулирования интернет-платформ важно с водой не выплеснуть ребенка. YouTube – не просто хранилище для различного контента, на котором есть в том числе и полезная информация, и даже важная, например, проекты об истории России, отдельных профессиях, а также фильмы о примерах героизма наших соотечественников. Youtube – инструмент воздействия на массовую аудиторию с механизмами продвижения контента на основе рекомендательных алгоритмов. В этой связи гораздо важнее регулировать и не допустить ситуацию, при которой интернет-платформы становятся своеобразным плацдармом для негативного воздействия на наших граждан извне. И здесь речь уже идет о безопасности и суверенности государства в целом и каждого человека в частности, – считает член общего собрания РОЦИТ Максим Ксензов. – Сам контент и технологии его продвижения должны стать объектами регулирования. При этом регулирование должно быть комплексным: как ограничительным, в части негативного контента, так и стимулирующим: а именно создание собственного контента и разработка собственных площадок и инструментов его продвижения. Очень важно и нужно развивать отечественные видеосервисы, делать их не менее удобными и привлекательными для пользователей, чем иностранные, стимулировать перенос позитивного контента на российские платформы».
*Материнская компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена в РФ