8 сентября в Общественной палате РФ прошёл круглый стол «Внесение изменений в национальный проект “Цифровая экономика”». Организаторами стали Комиссия ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности и Ассоциация менеджеров.
В мероприятии приняли участие представители Счетной палаты РФ, органов исполнительной и законодательной власти, делового и академического сообществ. Одним из первых спикером с позицией компаний «цифрового контура» (интернет-компаний) выступил директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
Участники круглого стола обсудили ключевые результаты по федеральной программе «Цифровая экономика», вопросы цифровой грамотности (ключевым спикером стал директор РОЦИТ Сергей Гребенников), цифровой трансформации, импортозамещения.
Сергей Плуготаренко осветил в выступлении историю возникновения нацпрограммы «Цифровая экономика», современные тенденции развития IT-рынка, прогнозы до конца 2020 года, а также представил ряд отраслевых рекомендаций по доработке и апдейту нацпрограммы “Цифровая экономика”.
Мы мониторим ситуацию с 2010 года, когда придумали описывать экосистему Рунета и стали измерять всё, что можно измерить. в те годы для описания этого вида экономики использовался термин “новая экономика” или «экосистема отраслей, связанных с экономикой Рунета».
отметил Сергей Плуготаренко
“В 2015 РАЭК выступила одним из соучредителей ИРИ (Института развития интернета), по инициативе которого в том же году прошел большой форум, посвященный новой экономики, с участием президента России, по итогам которого развитие темы нацэкономики получило невиданный импульс. Далее термин трансформировался в «Цифровую экономику», в 2018 году было создано АНО “Цифровая экономика”, запущена одноименная нацпрограммы: и у интернет-отрасли были серьезные надежды и ожидания, все мы были уверены тогда, что наступила новая эпоха перехода к стимулирующему госучастию в развитии ИТ/связанных отраслей. Однако, уже к началу 2019 года мы в РАЭК вынуждены были констатировать, что с национальной программой не всё так гладко: отраслевые компании не очень понимали своё место в ней, особенно МСП и средние игроки цифровой экономики. Мы активно взаимодействовали с коллегами из правительства и АНО “Цифровая экономика” и другими профильными структурами, пытаясь обеспечить максимальную конструктивное русло развитие проекта, понятные игрокам отрасли и интернет-пользователям. не все эти наши попытки были успешными, однако к середине 2020 года наметился тренд на исправление ситуации, особый вклад в который был внесён Правительством и Президентом летом 2020 (речь конечно о т.н. «налоговом маневре» для ИТ-отрасли и обсуждению других инициатив по ее развитию).
Тем не менее, не дожидаясь 2020 года и конструктивного внимания власти, отрасль высоких технологий самостоятельно достигла вот каких высот: мощная интернет-экономика, которая сгенерировала 7 трлн рублей по итогам 2019 года, уже насчитывается почти 100 млн пользователей, всю эту срезу и экосистему создают примерно 2 млн специалистов, рост экономических показателей за 2019 год составил +20%…
Нельзя не упомянуть цифровые COVID-тренды. Мы показали в рамках ежегодного исследования РАЭК «Экономика Рунета / Экосистема цифровой экономики России 2019-2020», что до конца 2020 у отрасли есть два сценария развития, оба кризисные, к сожалению: мы либо не вырастем, либо вырастем на 6% максимум (за счёт «спокойного 1-го квартала года и при условии восстановления экономики в 4-м квартале 2020). Таким образом ни в коем случае нельзя утверждать, что цифровая экономика является «выгодоприобретателем» от событий первой половины 2020 года. Такого замедления роста, я низких показателей, проседания ряда да суб-индексов, которые мы прогнозируем до конца 2020 года, не было никогда за всю историю наблюдения и измерения Рунета.
Что же делать? Мы сформулировали ряд предложений, которые направили в Правительство РФ: предложили ввести понятие “цифровой контур” и включить в него не только компании, занимающиеся софтом, а все компании, создающие цифровые сервисы. Сделали предложение по параметрам т.н. «налогового манёвра 2.0), предложили ввести унификацию ОКВЭДов для обозначения сфер деятельности игроков «цифрового контура», сформулировали крепкие предложения по стимулированию кадрового рынка в ИТ-отрасли.
Также затронули современные «боли» и проблемы нацпрограммы “Цифровая экономика”? Среди наших предложений: сфокусироваться на малом и среднем бизнесе; показать и доказать гражданам, что цифровая экономика создаёт условия для улучшения их повсеместной жизни; работать с кадрами (от системы образования до работодателей), стимулировать развитие и эффективность карьерных лифтов”.
И ещё одно. Мы в РАЭК в последнее время предлагаем под терминами «импортозамещение» и «цифровой суверенитет» понимать не только и не столько столько необходимость «удержания рыночных и технологических позиций внутри страны» (то есть на нашем локальном рынке), сколько стимулирования наших отечественных игроков к международной экспансии. Нашим интернет-компаниям (и ИТ-компаниям) сегодня как никогда важно не столько удерживать внутрирыночные позиции и лидерство, сколько становиться глобальными. И вот тут максимальна роль государства – подставлять плечо в самые сложные времена, когда «российскость» ИТ-компании является скорее минусом, чем плюсом, при ее попытках выхода на международные рынки.
отметил директор РАЭК
Также Сергей Плуготаренко кратко представил проекты “Цифровой прорыв” (ЦифровойПрорыв.рф) и форум “РИФ in the City” (www.rif.ru) как содействующие развитию цифровой экономики.
С продолжением заявленной темы «перезапуска» нацпрограммы «Цифровая экономика» в ходе круглого стола выступил директор РОЦИТ Сергей Гребенников: он рассказал о необходимости повышения цифровой грамотности граждан для развития технологий и сервисов.
Пользователям не так важно, какими сервисами они пользуются. Чтобы пользователь начал воспринимать цифровые сервисы, нужно научить его ими пользоваться, а для этого необходимо повышать цифровую грамотность. Мы проводим “Цифровой диктант” и видим, что индекс цифровой грамотности растёт, но с появлением искусственного интеллекта и других технологий повышать его будет всё сложнее. На повышение цифровой грамотности сейчас не выделяется денег, а коммерческие компании не будут сами этим заниматься. Одно из предложений – финансирование общественных инициатив по повышению цифровой грамотности. Детей нужно учить цифровым технологиям со школы. Во многих школах это воспринимается как технические знания, но это зачастую исключительно гуманитарные знания. Поэтому нужно внедрять уроки цифровой грамотности в школах. Кроме того, хотелось бы предложить заниматься проектами не конкретным бизнесам, потому что они продвигают свои коммерческие продукты, а общественным организациям, которые равноудалены от всех.
заявил директор РОЦИТ
21 июля 2020 года Президентом России Владимиром Путиным подписан указ № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который предусматривает одну из пяти национальных целей развития до 2030 года — цифровую трансформацию. В целях реализации национальных целей развития Правительству РФ до 30 октября 2020 г. поручено скорректировать национальные проекты, направленные на достижение национальных целей и целевых показателей указа.