РОЦИТ совместно с системой социологических опросов и тестирования V-Project провели исследование популярности интернет-сервисов и уровня доверия к ним среди российских пользователей. В исследовании приняли участие 7000 респондентов старше 18 лет со всех регионов страны.
Россиян спросили, насколько часто они пользуются следующими сервисами, соцсетями и мессенджерами: Яндекс, Google, Rutube, YouTube, ВКонтакте, Facebook﹡, Instagram﹡, Одноклассники, Telegram, Twitter (Х), Дзен, TikTok.
Результаты опроса показали, что респонденты в большинстве своем посещают социальные сети каждый день. При этом чаще выбирают отечественные сервисы, чем иностранные. Среди лидеров по ежедневному использованию Яндекс – 63,6%, ВКонтакте – 56,4%, Telegram – 51,4%, а также зарубежный видеохостинг YouTube – 50,6%. Реже всего респонденты посещают Twitter (X) – всего 9,2% заходят на площадку ежедневно.
Явно сбавляют обороты и запрещенные в стране соцсети Instagram﹡ и Facebook﹡. Ежедневно эти площадки посещают 18,4% и 10,8% соответственно. Такие показатели в большинстве своем связаны с необходимостью каждый раз подключать VPN, что значительно снижает удобство пользования этими соцсетями.
При этом, доля тех, кто совсем не пользуется Instagram﹡ и Facebook﹡, составляет 45,2% и 62,4% соответственно. Также велика доля респондентов, которые не пользуются Twitter (X) – 78,7% вообще не заходят в соцсеть.
Жители России все еще выбирают для просмотра видеороликов YouTube. На Rutube ежедневно заходят лишь 9,3% пользователей, еще 8,7% заходят на платформу несколько раз в неделю, более 65% не являются активными пользователями видеохостинга.
Исследователей также интересовал вопрос доверия россиян к различным интернет-ресурсам. Респондентов попросили выбрать до пяти площадок, которым они доверяют больше всего. Результаты показали, что наиболее надежными считают: Telegram (39,5%), ВКонтакте (37,3%), Яндекс (37,1%). Меньше всего доверия вызывает Twitter (Х) – 3,2%. В доверии к Facebook﹡ признались 3,9% респондентов, к Instagram﹡ – 8,6%, к TikTok – 10,9%. При этом, 18,7% россиян в принципе не питают доверия ни к одному из указанных в исследовании ресурсов.
Средние строчки в рейтинге доверия заняли Google (19,8%), что значительно меньше, чем у российской поисковой системы Яндекс. YouTube по степени доверия к нему пользователей набрал всего 28,1%, тем не менее обойдя Rutube.
Согласно исследованию, YouTube продолжает занимать лидирующие позиции в сегменте видео-хостингов, его российский аналог Rutube значительно уступает по всем позициям. С другой стороны, в исследовании пока не отразился недавний процесс обособления VK Видео: теперь это не подраздел соцсети, а отдельное приложение. Исходя из показателей посещаемости и доверия ВКонтакте можно предположить, что YouTube на данный момент все же не является безоговорочным монополистом рынка
Председатель Правления РОЦИТ Антон Горелкин
﹡ Социальные сети Instagram и Facebook принадлежат компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ