Минэкономразвития готовит законопроект об обязанности маркетплейсов отображать в карточках товаров информацию о наличии у них маркировки «Честный знак»

Сопредседатели комиссии РОЦИТ по развитию электронной коммерции рассказали, как маркировку товара реализуют маркетплейсы Ozon и Wildberries.

Сопредседатель комиссии РОЦИТ по развитию электронной коммерции, заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев отметил, что покупатель всегда может самостояетлньо проверить товар на легальность через «Честный знак»:

«Мы соблюдаем закон о маркировке. Товар, который подлежит маркировке, не будет принят на нашем складе и доступен для покупки. Наличие корректной маркировки обязательно при приеме на склад маркетплейса. В то же время добавление информации во все карточки товара невозможно, поскольку часть товаров не поступает на склады маркетплейса — продавцы используют другие логистические маршруты. Покупатель всегда может самостоятельно проверить полученный товар на легальность с помощью приложения «Честный знак».

Также Алексей Минаев рассказал об иных мерах защиты покупателей:

«Мы также постоянно развиваем иные меры по защите покупателей от подделок, в первую очередь, отраслевые. Так, в 2023 году мы с другими маркетплейсами и крупнейшими правообладателями разработали и приняли на базе ФАС и ОКЮР добросовестные практики борьбы с контрафактом. Эти стандарты учитывают лучший рыночный опыт и наиболее эффективные инструменты борьбы с недобросовестными участниками рынка. 

На базе собственной платформы мы применяем целый комплекс мер: проверяем карточки вручную и с помощью моделей машинного обучения, используем нейросети и изучаем отзывы клиентов. По наиболее популярным у покупателей брендам мы заранее проводим проверку товаров на оригинальность и только после этого допускаем на площадку.

Кроме того, хорошо зарекомендовал себя «Кабинет бренда» — по сути еще один отраслевой инструмент, который позволяет продавцам-правообладателям контролировать подлинность и качество товаров под своим брендом на нашей площадке. Сейчас в инструменте зарегистрировано более 19 тыс. брендов от более чем 15 тыс. продавцов и предпринимателей. Только с начала 2024 года благодаря инструменту было заблокировано более 1,7 млн. карточек товаров по обращениям от представителей брендов. Нельзя отрицать, что некачественная продукция попадает на российскийрынок, однако результаты показывают, что именно отраслевая работа позволяет наиболее эффективно бороться с контрафактом, и снимает необходимость в дополнительном регулировании».

Сопредседатель комиссии по развитию электронной коммерции, директор по стратегическим коммуникациям Wildberries Анна Старкова отметила, что Wildberries соблюдает российское законодательство и заинтересована в том, чтобы на площадке были представлены качественные товары, поэтому мы поддерживаем инструменты, которые помогают клиентам удостовериться в качестве и оригинальности продукции. 

«Мы соблюдаем требования обязательной маркировки по системе “Честный знак” — она позволяет отследить путь товара от выпуска или ввоза в страну до продажи покупателю. Наличие соответствующего кода на товаре проверяется при приемке продукции на склад. 

Маркетплейс давно работает с маркировкой — передача сведений о маркированном товаре в “Честный знак” уже налажена. Мы заранее предупреждаем продавцов об обязательной маркировке новых категорий товаров и регулярно проводим для них обучающие вебинары.

В случае продажи товара со склада Wildberries проверка валидности кода маркировки производится при приемке товара. Немаркированный товар не сможет попасть на склад, поскольку только зарегистрированный участник оборота товаров может передать через систему электронного документооборота коды маркировки «Честный знак». 

При этом мы возвращаем товары, если есть проблемы со считыванием маркировки «Честный знак».  Если код распечатан без искажений и есть в системе «Честный знак» — товар просканируют и отсортируют на складе. Если при считывании маркировки возникают сложности — например, КИЗ не считывается с первого раза, код data matrix наклеен на стык и в других случаях, которые усложняют идентификацию КИЗ — продукция вернётся в пункт выдачи, указанный в личном кабинете продавца. 

Также мы сейчас прорабатываем решение, которое позволит нам в режиме онлайн проверять регистрацию продавцов в информационной системе ГИС МТ в соответствующей номенклатурной группе при торговле по схеме маркетплейс – когда мы как платформа отвечаем только за логистику товара и не являемся участником оборота.

С учетом объема контроля за маркировкой товара со стороны маркетплейса отражение информации о наличии маркировки товара в карточке товара или продавца возможно, однако такая мера представляется нам избыточной. Также стоит помнить, что карточка товара на витрине маркетплейса – это информация о потребительских свойствах и характеристиках товара. Кроме того, для реализации меры необходимо будет дополнительно предусмотреть, каким образом в нее может быть интегрирована информация о наличии или отсутствии маркировки конкретного экземпляра товара»,

— подчеркнула Анна Старкова. 

Подпишитесь на нашу рассылку

Полезные материалы об интернет-безопасности и опросы с призами - в нашей ежемесячной рассылке. Подпишитесь и будьте в курсе!