Цифровая грамотность
Ключевые показатели, замеряемые во второй волне измерения цифровой грамотности в России, показали положительную динамику. Несмотря на существенный рост многих параметров, развитие цифровой грамотности в стране происходило неравномерно.
Индекс цифровой грамотности по России в целом вырос на 6,3% и на данный момент составляет 5,42 пт. по десятибалльной шкале, с разбросом от 3,47 до 6,78 пт. между федеральными округами. Данные 2016 года демонстрируют рост округов-лидеров и улучшение позиций аутсайдеров.
Зафиксирован рост значений всех субиндексов, входящих в состав интегрального Индекса. На первое место по усредненному значению вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 пт. (рост: +7,1%). Вторым по величине значения стал субиндекс потребления – 5,49 пт., рост которого составил 3,2% за год. По-прежнему наименьшим значением обладает субиндекс цифровых компетенций – 5,27 пт. (+7,9%). Заметная тенденция – это выравнивание значений субиндексов между собой, они находятся практически на одном уровне, разница – 3%, в прошлом году она достигала 7%. Это говорит о повышении общей цифровой культуры и доверия, что приводит к повсеместному использованию цифровых технологий.
«В 2016 году РОЦИТ провел активную работу по повышению цифровой грамотности россиян: проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущена серия информационно-просветительских материалов, а также заключен ряд соглашений о взаимодействии с администрациями регионов (Республика Дагестан, Воронежская область, Приморский край). В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности через СМИ, высшие учебные заведения, школы и другие площадки и привлечь к ее решению бизнес и государство. Мы видим, как уже сейчас бизнес стал самостоятельно обучать своих пользователей правильному и безопасному использованию интернета. Мы гордимся, что это произошло благодаря введению нами понятия цифровой грамотности.
Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций, несмотря на то, что до сих пор он остается в аутсайдерах. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения, над которыми мы так старательно работали. В октябре этого года в очередной раз в школах России прошёл урок безопасного интернета, но, к сожалению, сегодня данный урок не охватывает все школы, что нас очень огорчает. Но все мы знаем, начинать нужно с малого, и как положено, свою работу мы начали с небольшого количества организаций, которые, как и мы, были заинтересованы в популяризации безопасного интернета.
В 2017 году мы планируем продолжить работу по взаимодействию государства, бизнеса и пользователей для повышения уровня цифровой грамотности населения всей страны. В частности, большое внимание стоит уделить внедрению уроков по цифровой грамотности в школьную программу, сделать их регулярными. Сейчас проводимые нами уроки носят периодический и точечный характер, что, конечно, не позволяет говорить о повышении уровня цифровой грамотности всего населения России», – комментирует Сергей Гребенников, Директор РОЦИТ.
Цифровое потребление
Радикальные изменения произошли в сфере потребления цифровых государственных услуг. Если в ходе общероссийского опроса, проведенного в 2015 г., доля респондентов, не пользующихся данным видом сервисов, составляла 70,3%, то в 2016 г. она сократилось до 26,4%. Значительно чаще россияне стали пользоваться возможностями оплаты услуг ЖКХ и телефонной связи, вызова врача на дом или записи в поликлинику, оплаты штрафов или услуг ГИБДД и др.
Цифровые компетенции
Зафиксирован рост уровня компетенций пользования поисковыми системами. Если в 2015 году к ним обращался каждый или почти каждый день 38,9% взрослых россиян, то в 2016 году данный параметр достиг 42,3%. Повысилась финансовая онлайн активность населения. Например, в 2015 году оплачивали через интернет штрафы, пошлины, счета 9,4% россиян. В 2016 году этот показатель достиг 17,5%.
Цифровая безопасность
Усложнение медийной среды и интенсификация использования цифровых устройств приводят к сокращению числа людей, готовых самостоятельно справляться с информационными угрозами.В 2015 году в случае угрозы данным на электронном устройстве (компьютер, планшет и др.) или вирусной атаки самостоятельно решать проблему были готовы 16,9% россиян, в 2016 году – на 1,1% меньше. При этом доля людей, собирающихся в такой ситуации обратиться к профессионалам, увеличилась на 15,3%, достигнув 53,4%.
Для того, чтобы понять причины неиспользования тех или иных технологий и сервисов, респондентам была задана серия вопросов, в которых им предлагалось описать причины отказа.
Если в случае использования социальных сетей, проведения финансовых операций и использования через интернет государственных услуг ключевым является отсутствие желания у респондентов при наличии соответствующих возможностей, то число пользователей интернета и мобильных устройств может быть увеличено при создании необходимых условий.
Отказ от пользования интернетом, мобильными устройствами и поисковыми системами часто связывают с отсутствием денег. В случае интернета и государственных сервисов важным является отсутствие необходимых навыков. Отказ от социальных сетей часто связывается с нехваткой времени.
Ознакомиться с результатами исследования «Индекс цифровой грамотности граждан РФ 2016» можно на сайте цифроваяграмотность.рф.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 No68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».