5 октября 2018 года состоялось заседание коллегии Роспотребнадзора, на котором был рассмотрен вопрос “О задачах, связанных с повышением эффективности мер, направленных на защиту потребителей в сфере электронной коммерции”. Директор РОЦИТ Сергей Гребенников принял участие в заседании, выступив с докладом о результатах работы РОЦИТ в данной области, и предложениями по сотрудничеству с игроками отрасли.
По словам директора РОЦИТ Сергея Гребенникова, в 2018 году одним из основных направлений работы Горячей линии Рунета стало именно углубление в проблему взаимоотношений пользователей и интернет-магазинов, а также определение реально существующих проблем, подготовка методических материалов для интернет-магазинов.
Специалистами Проекта принято и обработано более 16 200 обращений по 12 направлениям, большинство из которых — 38% — жалобы на некачественный сервис в интернете и проблемы с интернет-магазинами.
В этом году мы определили критерии качества работы интернет-магазина с позиции пользователей и экспертного сообщества. Провели экспертную встречу на EcomWeek, на которой независимые представители отрасли определили веса значимости по выбранным критериями качества работы интернет-магазина, а также провели опрос населения о доверии сервисам электронной коммерции.
Сергей Гребенников
Итогом этой работы стал документ “Методические рекомендации для интернет-магазинов по взаимодействию с гражданами в интернете”, который был успешно презентован на форуме РИФ-2018, а также в Общественной палате РФ в рамках круглого стола «E-commerce: правовое регулирование, защита прав потребителей и развитие рынка».
В дальнейшем нами запланированы доработка критериев по результатам исследования совместно с представителями отрасли и проведение оценки интернет-магазинов, а также работа с малыми и средними предпринимателями в сфере электронной коммерции по вовлечению их в общую отраслевую повестку, обучению, обеспечению актуальной информацией и аналитикой.
Сергей Гребенников
Также Сергей отметил, что по данным ежегодного всероссийского исследования РОЦИТ “Индекс цифровой грамотности”, субиндекс цифровой безопасности россиян составляешь лишь 5,43 пт. по 10-балльной шкале. В связи с этим, крайне важным ему видится плотное взаимодействие РОЦИТ с отраслевыми игроками по разработке совместных полезных для пользователей образовательно-просветительских материалов. Помимо этого, среди выдвинутых предложений директор РОЦИТ особенно выделил интеграцию кнопки сервиса “Горячая линия Рунета” на сайты интернет-магазинов для повышения безопасности пользователей.
Сейчас мы работаем над важной инициативой, которая наделяет компетентные организации более широкими полномочиями по блокировке сервисов, наносящих вред пользователям Рунета. В первую очередь, это касается мошеннических интернет-магазинов. Подобная инициатива уже реализуется в Нидерландах, и я уверен, что в этом вопросе нам стоит взять пример с западных коллег.
Сергей Гребенников
В заключение директор РОЦИТ добавил, что при всем прочем, важной задачей является воспитание осознанного потребления среди пользователей, а потому крайне важным является повышение цифровой грамотности в формате уроков для граждан разных возрастных групп, разработкой которых занимается РОЦИТ.