Решение от 13 апреля 2018 года Таганского районного суда г. Москвы в отношении Telegram, с нашей точки зрения, было принято не в интересах пользователей. Нам представляется, что в рамках действующего законодательства возможно было найти иные правовые формы взаимодействия с сервисом.
Для достижения целей, обозначенных регулятором, адекватно зарекомендовала себя практика взаимодействия правоохранителей и субъектов индустрии в форме направления запросов по конкретным аккаунтам и пабликам в рамках официальных расследований по преступлениям, понимание которых имеет международный консенсус (детская порнография, наркотики, терроризм), с учетом положения Интерпола о недопустимости политической составляющей в расследуемом деле. Такое взаимодействие осуществляется как напрямую, так и через национальные бюро Интерпола. В ином случае от подобных решений страдают пользователи, законно использующие каналы коммуникации и имеющие право на реальные гарантии тайны их переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, закрепленные Конституцией РФ.
От принимаемого решения страдают исключительно российские пользователи – более того, подобные решения способствуют повышению их цифровой осведомленности в плане обхода блокировок контента – использование таких путей прямо говорит о том, что потребности пользователей прямо противоположны интересам регулятора, который действует формально якобы в защиту пользователей. При этом, в отличие от сайтов со стандартно противоправным контентом, речь идет о сервисе общего назначения с огромной аудиторией.
Сергей Гребенников,
Директор РОЦИТ