Откуда берутся сайты-двойники госструктур и как не стать жертвой мошенников?

10 декабря 2019

О сайтах-двойниках государственных структур и ведомств поговорили с Директором РОЦИТ Сергеем Гребенниковым в рамках программы Утро России.

На сегодняшний день такие неофициальные сайты-дублеры есть у многих госструктур: например, у Федеральной налоговой службы, ГИБДД, Пенсионного фонда. При этом, недобросовестные ресурсы в интернете порой популярнее оригинала. Цель клонов до банальности проста — залезть в карман доверчивых граждан.

Дублируют, как правило, сайты ведомств, оказывающих платные услуги. В связи с этим, особенно много клонов у сайта Росреестра. Эти сайты-двойники предоставляют от имени Росреестра государственную услугу по предоставлению сведений, однако качество этой услуги крайне низкое. Предоставляемые данные могут быть максимально искажены, а тарифы, которые приведены на таких сайтах, сильно завышены по сравнению с номинальными. Бывает даже, что подделка выглядит достойно и может похвастаться своими вариантами собранных кадастровых карт, которые как и сами услуги дублеров качеством не отличаются.

По мнению экспертов, одним из эффективных вариантов защиты пользователей от таких мошенников является создание отдельной доменной зоны для сайтов государственных структур, а также запрет выдачи доменных имен в этой зоне без разрешения непосредственно государства.

Сейчас в принципе уже очень многие ведомства зарегистрированы в зоне gov.ru. Например, недавно на такой домен перешло Министерство цифрового развития. Но, несмотря на то, что этот переход осуществляют многие ведомства, пользователи все равно продолжают сталкиваться с серьезными проблемами при получении различных выписок. Гораздо более эффективным будет вариант, когда для любого взаимодействия пользователя с госструктурами, его первой точка входа станет портал государственных услуг.
Сергей Гребенников, директор РОЦИТ

Значительная проблема состоит в том, что зачастую в поисковых сервисах официальные ссылки не выдаются первыми. Их опережают сайты с оплаченной рекламой, которые могут распознать далеко не все пользователи. Однако, по словам Сергея Гребенникова, регулирование данной проблемы затруднено.

Проблема состоит в том, что тот запрос, который вбивает пользователей, когда хочет сделать ту или иную выписку, не унифицирован. Это всегда разные слова и даже предложения. Поэтому какими бы мощностями в сфере продвижения в интернете ни обладало государство, оно не может условно зафиксировать все словосочетания за собой.
Сергей Гребенников, директор РОЦИТ

В заключение Сергей также отметил, что сегодня государство идет по пути саморегулирования интернета. Это значит, что многие вещи должны регулироваться пользователями самостоятельно, в том числе за счет повышения цифровой грамотности и развития навыков распознавания недобросовестных сайтов.

Горячая линия: нашли нарушение в интернете — сообщите!

Сообщить о нарушении

Обращений: 29694