В формате дискуссии представители отрасли электронной коммерции, СМИ и общественных организаций обсудили актуальные проблемы пользователей в интернете, механизмы защиты и государственного регулирования, в том числе обсуждение инициатив игроков рынка электронной коммерции по созданию открытого поля взаимодействия потребителей и интернет-сервисов.
В обсуждении приняли участие Сергей Гребенников, директор РОЦИТ, Ольга Рыбакова, руководитель проекта Горячая линия Рунета РОЦИТ, Олеся Носова, шеф-редактор, издатель Комсомольская правда, KP.RU, Влад Широбоков, сооснователь EcomWeek, Михаил Морозов, менеджер продукта Яндекс.Маркет, Татьяна Глазачева, исполнительный директор Робокасса. Модератором круглого стола выступила Татьяна Голубовская, директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ.
Директор РОЦИТ Сергей Гребенников в ходе своего выступления поднял вопрос цифровой грамотности пользователей, в частности в области совершения покупок в интернете и финансовых операций.
По словам директора по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ Татьяны Голубовской, многие потребители по-прежнему сдержанно относятся к осуществлению множества операций в интернете: покупки, финансы, общение с органами государственной власти, образование. Одной из существенных причин, объясняющих такое положение, является недостаточное доверие к сервисам электронной коммерции и к средствам правовой защиты.
Ольга Рыбакова, руководитель проекта Горячая линия Рунета РОЦИТ, реализуемоого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, представила результаты исследования доверия пользователей сервисам электронной коммерции, а также результаты кабинетного исследования сервисов электронной коммерции, проведенного в формате контрольных закупок.
По результатам проведенного опроса населения наибольшее доверие у большинства покупателей (62% опрошенных) вызывают российские интернет-магазины. Российским агрегаторам товаров доверяют менее половины опрошенных, а именно 45% пользователей. Примечательно, что 21% респондентов затруднились с ответом. В большей степени это говорит о незнании покупателями ключевых отличий агрегаторов то- варов от интернет-магазинов и как следствие низкой цифровой грамотности пользователей в этой области. В меньшей степени потребители доверяют доскам объявлений — онлайн-площадкам, на которых можно купить товары у других людей без посредников. Об абсолютном недоверии заявили более 20% опрошенных.
Также большое внимание Ольга Рыбакова уделила методическим рекомендациям, разработанным по итогам проведенных исследований и предназначенных сервисам электронной коммерции.
Во время обсуждения критериев формирования доверия пользователей к интернет-продавцам возник дискуссионный вопрос: Способствуют ли Instagram-блогеры образованию в сфере электронной коммерции? Влад Широбоков, сооснователь EcomWeek, ответил на него положительно, подчеркнув, что пользователи сейчас больше верят друг другу, чем классическим медиа.
Татьяна Глазачева, исполнительный директор компании Робокасса, рассказала о тенденциях развития электронного мошенничества. Она описала, как выглядит среднестатистический покупатель в сфере E-commerce (женщина 18-24 или 31-35 лет с высшим образованием, которая работает в офисе) и перечислила типичные схемы мошенничества интернет-продавцов: фейковые сервисы, магазины с длинным сроком доставки, билетные спекулянты, сайты-прокладки.
Михаил Морозов, менеджер продукта Яндекс.Маркет, поднял вопрос доверия пользователей к агрегаторам при покупке и рассказал о том, как на “Маркете” происходит контроль качества продукции, какая ведется работа с сайтами-продавцами.
Олеся Носова, шеф-редактор газеты «Комсомольская правда» заявила, что образовательный контент, касающийся знаний пользователя о совершении покупок онлайн, безусловно будет интересен читателям печатных изданий. Она также подчеркнула важность адаптации образовательных материалов под разные целевые аудитории.
Напоминаем, что 22-й Российский Интернет Форум (РИФ 2018) проходит в Подмосковье с 18 по 20 апреля 2018 года в формате трехдневного выездного мероприятия, состоящего из многопотоковой Конференции (Форма), «народной» Программы 2.0, масштабной Выставки и внепрограммных мероприятий от оргкомитета и партнеров РИФа.
Полезные материалы об интернет-безопасности и опросы с призами — в нашей ежемесячной
рассылке.
Подпишитесь и будьте в курсе!