Сергей Гребенников: “Лишь 1% пользователей знает, что такое персональные данные”

18 April 2018

18 апреля в рамках Российского Интернет Форума (РИФ 2018) на секции “Бизнес на данных. Баланс интересов пользователя, компаний и государства” эксперты отрасли высоких технологий обсудили роль и интересы пользователей Рунета.

В ходе дискуссионной панели Ренат Салихов (Заместитель директора ИРИ), Сергей Гребенников (директор РОЦИТ), Иван Бегтин (директор АНО “Информационная культура”), Артур Хачуян (основатель и генеральный директор SocialDataHub), Никита Данилов (Руководитель по связям с органами исполнительной власти Мегафон), Андрей Воробьев (директор Координационного центра национального домена сети Интернет) и Сергей Алимбеков (Заместитель директора по технологическому развитию ФРИИ) затронули вопросы открытости и разумном регулировании оборота данных, цифровом следе и его защите, роли и интересах государства, бизнеса и пользователей, а также этике и культуре работы с большими данными.

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников рассказал об угрозах и рисках для пользователей, связанных с распространением персональных данных. По данным ежегодного всероссийского исследования “Индекс цифровой грамотности граждан РФ 2017”, 94% пользователей заявляют о знании и умении объяснить, что к ним относится. При этом, лишь 1,34% действительно знают, что относится к персональной информации, охраняемой законодательством РФ.

Зачастую пользователи путают, какие именно сочетания данных являются персональными. Например, каждый второй относит к ним только имя и фамилию. Это, безусловно, важный элемент персональных данных, но не является ими в чистом виде. Ни социальные сети, ни другие интернет-ресурсы это не убирают, а пользователи не знают и не понимают почему.
Сергей Гребенников

Также большое внимание директор РОЦИТ уделил необходимости образования пользователей, в частности, вопросу: кто должен быть ответственен за просвещение граждан в области персональных данных.

Чтобы максимально защитить пользователей и их персональные данные от нежелательного использования, перед нами — государством, бизнесом и общественными организациями — стоит важная задача повышения цифровой грамотности пользователей. В первую очередь за счет создания и тиражирование образовательно-просветительских материалов: инфографик, статей, видеороликов, а также агрегирования их в рамках единого хранилища, доступного всем пользователям.
Сергей Гребенников

Напоминаем, что 22-й Российский Интернет Форум (РИФ 2018) проходит в Подмосковье с 18 по 20 апреля 2018 года в формате трехдневного выездного мероприятия, состоящего из многопотоковой Конференции (Форма), «народной» Программы 2.0, масштабной Выставки и внепрограммных мероприятий от оргкомитета и партнеров РИФа.