РОЦИТ поделился результатами второго исследования ИЦГ в рамках RIW 2016.
Индекс цифровой грамотности россиян (ИЦГ) в 2016 году вырос на 6,3% и составил 5,42 пунктов по десятибалльной шкале. Все субиндексы, измеряемые в исследовании, также выросли.
На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности — 5,57 против 4,86 пунктов в 2015 году. Показатель активно вырос в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах.
Субиндекс цифрового потребления вырос на 3,2% за год и достиг отметки 5,49 пунктов. Во многом это обусловлено увеличением зоны покрытия широкополосного интернета. Пользователи все чаще ищут информацию онлайн, проводят больше времени в социальных сетях, активно покупают и используют гаджеты.
Стремительный рост с 4,48 до 5,27 демонстрирует субиндекс цифровых компетенций: более чем на 12% увеличилось количество проведенных через интернет финансовых операций, на 15% выросло производство мультимедийного контента.
В 2016 году РОЦИТ активно работал над повышением цифровой грамотности россиян: проводились тематические уроки для пользователей всех возрастов, выпускались образовательные материалы. Также были заключены соглашения с администрациями Республики Дагестан, Воронежской области и Приморского края.
«Нам удалось привлечь к работе над повышением уровня цифровой грамотности населения бизнес и государство», — отмечает директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
В 2016 году Центральный федеральный округ вырос почти на 10% и вышел в лидеры по цифровой грамотности, потеснив Северо-Западный на второе место. На третьем месте снова оказался Уральский федеральный округ. Незначительное (+3%) улучшение показателей позволило Северо-Кавказскому ФО стать четвертым. Приволжский округ улучшил показатели на 11% и занял пятое место — столь бурный рост обеспечило повышение уровня цифровых компетенций.
По словам председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председателя Правления РОЦИТ Леонида Левина, в ходе исследования ИЦГ все полученные по стране и отдельным регионам данные накладываются друг на друга, чтобы выявить закономерности. Например, каким образом уровень доходов населения зависит от проникновения интернета, как связаны зарплаты и потребление цифровых услуг и т.д.
«За последние несколько лет Рунет вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли. Результаты бизнеса в Рунете напрямую зависят от активности пользователей — именно эти закономерности демонстрирует ИЦГ», — поясняет Леонид.
Ознакомиться с первыми результатами исследования Индекса цифровой грамотности россиян за 2016 год можно на сайте цифроваяграмотность.рф. Развернутая презентация исследования состоится в рамках специального мероприятия в декабре этого года.
Проект реализуется на средства, выделенные в качестве гранта по распоряжению президента Российской Федерации от 05.04.2016 No68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».