11 февраля в медиацентре РОЦИТ состоялось заседание комиссии по новым медиа на тему «Сделано в России»: работа собственных ресурсов и выбор пользователей». Участники встречи обсудили переход на отечественные сервисы, поведение западных ИТ-гигантов и обеспечение безопасности пользователей на российских платформах.
Мероприятие открыл председатель правления РОЦИТ, заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. Он отметил, что сейчас некоторые иностранные цифровые платформы стали намного опаснее многих преступников. Депутат подчеркнул, что государства могут использовать интернет в своих целях, чтобы вмешиваться в политику и экономику других стран, поэтому термин «безопасный интернет» сегодня звучит совсем иначе: «Для нас это прежде всего защита прав и интересов российских граждан, безопасность цифровой среды в том числе от внешних воздействий. Когда против России была объявлена информационная война, стало очевидно, что единственный способ сделать Рунет безопасным – это заменить иностранные платформы на российские. Выполнить эту стратегическую задачу можно только совместными действиями».
Далее выступил директор по работе с контентом RUTUBE Илья Емелин. Он добавил, что контент – ключевая составляющая медиапространства: «Мы стараемся создать удобную экосистему для авторов, которая включает в себя различные инструменты для загрузки, обработки и продвижения контента, а также сервисы монетизации».
В продолжение темы эксперт РОЦИТ, генеральный директор социальной сети LOOKY Анна Баринова подчеркнула, что российские платформы – это не только контент, но и технологические решения, которые обеспечивают наш цифровой суверенитет: «Мы предоставляем инструментарий, который может работать как внутри платформы LOOKY, так и там, где будет комфортно бизнесу или создателю контента. Для нас важно сохранять единую систему коммуникации между автором, брендом и пользователями без привязки к конкретной платформе».
Далее участники перешли к обсуждению темы безопасности в интернете. Основатель соцсети TenChat Семен Теняев подчеркнул необходимость более решительных действий в борьбе с мошенничеством, указывая на то, что действующие законодатели меры являются недостаточными: «Мы должны инициировать законодательные изменения, чтобы не дать иностранным алгоритмам возможность обучаться на российских базах данных. При этом речь идет о всех данных, создаваемых и хранящихся на отечественных серверах».







В свою очередь исполнительный директор по медиа Rambler&Co Андрей Цыпер отметил, что сейчас идет рост численности аудитории платформ, которые созданы в России, хранят данные в РФ и ориентированы на своего пользователя: «Как медиаплатформа мы стремимся к максимальным знаниям о своей аудитории. Это желание связано с тем, чтобы обеспечивать их качественным контентом, соответствующим их интересам. Это помогает нам эффективно защищать пользователей от актуальных угроз, таких как мошенничество, формы которого различаются в зависимости от возрастных. В связи с этим наша цель не просто информирование, а создание общедоступных и эффективных инструментов для борьбы с мошенниками полезных как для частных лиц, так и для крупных компаний».
Следом заместитель генерального директора «Кибердома» Александра Шадюк поделилась актуальной статистикой по мошенничеству. По ее словам, за последний месяц успешным фишинговым атакам подверглись десятки миллионов граждан: «Самая таргетируемая аудитория – граждане в возрасте 20-40 лет, в основном женщины, очень платежеспособные. Если взять сумму более 200 миллиардов, которые мошенники вывели из карманов населения, можно констатировать, что существенная часть этих средств поступает именно от этой целевой группы. Борьба с телефонным- и интернет-мошенничеством — одна из ключевых тем в цифровой повестке страны. Потери граждан от такого мошенничества ежегодно исчисляются сотнями миллиардов рублей.
Каждый день появляются всё новые типы и векторы таких угроз, а инструментарий злоумышленников в части технологий и социальной инженерии развивается стремительнее, чем результативность фрагментарных попыток отвечать на них».
Продолжая тему кибербезопасности, эксперт РОЦИТ, глава АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ» Илья Массух отметил высокий уровень безопасности российских платформ: «Они по умолчанию безопаснее, чем зарубежные, потому что находятся здесь, среди нас. До них может дойти и правоохранитель, и пользователь, и обладатель контента. Любая зарубежная платформа даже в хорошие времена плохо реагировала на государственные и пользовательские требования. Примеров много – были истории с YouTube, который что-нибудь не удалял, размещал пиратский контент и так далее. Поэтому первая задача для пользователей – переходить на российские платформы, потому что они в пределах российского законодательства и физической досягаемости».
Коллегу дополнил эксперт РОЦИТ, руководитель проекта «Технологии» Российской газеты Олег Капранов. Он подчеркнул, что безопасность и удобство площадок – не единственное, что требуется пользователям: «Аудитория идет за качественным и разнообразным контентом. И за сервисами. В то же время абстрактная безопасность, то есть отсутствие угроз, достаточно плохо продается рядовому пользователю. Если сервис наполнен конструктивными ценностями, то авторы и их заказчики, если такие имеются, смогут внести значимый вклад в создание созидательного общества. Это одновременно и мотивация для аудитории переходить на отечественные платформы, и защита национальных интересов».
Эксперт РОЦИТ, журналист и блогер Илья Гогуа продолжил тему перехода на российские сервисы. По его словам, заинтересованность в переходе есть: «Западный нарратив, навязываемый через такие сервисы, как YouTube, игнорирует объективную картину мира и продвигает исключительно выгодные для Запада точки зрения. Российские социальные сети работают на отечественную аудиторию и стараются модерировать контент в условиях нашего культурного кода и ценностей».