В пресс-центре «Парламентской газеты» прошло заседание комиссии РОЦИТ по новым медиа на тему «Регулирование рекламы в интернете: можно ли перевести блогеров в отечественные соцсети?». Спикеры обсудили динамику развития российских платформ и порассуждали о том, как относиться к иностранным альтернативам, в первую очередь к соцсетям, заблокированным в РФ.
Сегодня в медиапространстве активно обсуждается закон о маркировке рекламы. В частности, на повестке стоит вопрос о том, должна ли маркироваться реклама на зарубежных, в т.ч. запрещенных площадках.
Председатель правления РОЦИТ, депутат Государственной Думы РФ Антон Горелкин отметил, что каждый блогер, который уже достиг большого количества аудитории, должен хотя бы дублировать свой контент на российских площадках, как переходный этап размещения на отечественных платформах. Однако при задваивании контента возникает вопрос задваивания отчетности по маркировке рекламы. Чтобы помочь авторам и стимулировать развитие российских соцсетей, Антон Горелкин предложил упростить процедуру маркировки рекламы в таких случаях.
«Думаю, что регулятору нужно идти навстречу тем блогерам, которые дублируют контент на российские платформы, чтобы подавать в ЕРИР только размещение на российские, с пометкой, что ровно это же размещено и на зарубежных платформах. Я буду обсуждать эту возможность с регулятором», — высказался он.
По словам депутата, такой подход для блогеров позволит постепенно переводить аудиторию на отечественные площадки, тем самым к взаимной выгоде для всех завершить процесс цифровой миграции пользователей. Эта тенденция — часть стратегии мягкого перехода пользователей с иностранных ресурсов, которую избрали у нас в стране. «Плавный, мягкий переход, который сегодня и является генеральной линией, когда важно не запрещать, а замещать, чтобы постепенно, формировать сильные заместители, на которые аудитория постепенно органически перетекает», — объяснил он.
Процесс перехода станет еще комфортнее, если на все российские площадки можно будет переносить контент с других ресурсов, как это реализовано в сервисе Looky. «Хотел бы призвать наши отечественные аналоги зарубежных платформ также предоставить удобную механику переходов для своих пользователей в один клик. И, конечно, хотелось бы, чтобы были удобные и комфортные условия для блогеров, монетизация», — добавил депутат.
Функция автоматического переноса контента и данных с одной платформы на другую не является новой технологией. Она уже давно используется при смене мобильных устройств и компьютеров, когда пользователь с одного устройства «переезжает» на другое, сохраняя при этом данные с прошлого гаджета.
Это важно еще и потому, что в настоящее время сохраняются риски для пользователей на иностранных площадках. «Вы сегодня развиваете свой аккаунт, а где гарантия, что завтра все аккаунты российских граждан при эскалации информационной войны просто не заблокируют? Они уже отключили все рекламные инструменты, где гарантия, что они дальше не продолжат, дальше не пойдут?» — задался вопросом он.
Ранее такие блогеры как Станислав Васильев (Стас Ай, Как Просто!), Дмитрий (Гоблин) Пучков и Артемий Лебедев, аккаунты которых были удалены с платформы YouTube, не раз делали заявления о том, что вместе с удалением их аккаунта они потеряли по сути весь свой контент, который выкладывали на платформу на протяжении более 10 лет и который хранился только там.
В целом, по словам Антона Горелкина, сегодня наблюдается ощутимое снижение популярности запрещенных социальных сетей, включая ресурсы компании Meta*. «Вопреки разным мнениям из индустрии, не вижу перспектив на российском рынке у Instagram*», — заключил он. Депутат поделился прогнозом, что со временем аудитория иностранной площадки продолжит снижаться, а доступ к самому сервису в самое ближайшее время будет дополнительно существенно ограничен. В том числе сейчас обсуждаются конкретные шаги по полному запрету размещения рекламы в любых её видах, как классических цифровых форматов, так и рекламных интеграций.
Министерство финансов работает над поправками в Налоговый кодекс, которые отменяют это право по отношению к рекламе без маркировки. Если компания все же учтет затраты на незарегистрированную в ЕРИР рекламу в расходах, налоговая признает их необоснованными и доначислит налог на прибыль.
Блогер, телеведущая, киновед и кинокритик Екатерина Мцитуридзе согласилась с тем, что времена Instagram прошли. Исконно инстаграмные механики, такие как рекламный бартер, сегодня никому не нужны. «Instagram* сам по себе теряет популярность, в принципе, в мире. Это такой процесс. Facebook* вообще устарел», — указала спикер, подметив, что тому же Telegram успешно удалось потеснить запрещенную соцсеть.
Тревел-блогер Юлия Соловьева отметила, что некоторые авторы продолжают вести Instagram* лишь потому, что им жаль терять накопленную аудиторию. При этом она выразила однозначную поддержку маркировки рекламы авторами контента. «Что касается маркировки рекламы, все мы понимаем то, что блогеры зарабатывают на этом. <…> Это закон, через него мы не переступаем», — указала Соловьева.
Блогер и писатель Олег Рой в качестве меры по стимулированию перехода на российские платформы предложил ввести временное ограничение по возможности их использования. «Ведь существует очень правильная мягкая сила, когда нам говорят: ребят, у вас есть 6 месяцев, мы 6 месяцев вас трогать не будем, но через 6 месяцев мы все закроем. И вы, пожалуйста, решите, какая платформа в Российской Федерации для вас более приемлема», — описал идею он, добавив, что так аудитория плавно поймет, что выбора больше нет, и никакие VPN скоро не помогут.
Олег Рой также заметил, что в стране нужно создавать ресурсы, которые станут хорошей заменой контент-площадок для молодежи. «Внутри России сегодня нужно создавать очень внятную, правильную сеть, которая будет здесь, сегодня объединять наше молодежное движение. А сейчас молодежь ищет для себя альтернативы, забывая TikTok и остальное, чтобы переходить на что-то более интересное», — указал блогер.
* Корпорация Meta признана в России экстремистской, ее деятельность запрещена
Фото: Игорь Самохвалов