13 февраля РОЦИТ провел заседание общественной комиссии по законотворческой деятельности под председательством Вадима Виноградова. В мероприятии приняли участие председатель правления организации Антон Горелкин, члены общего собрания РОЦИТ Алексей Минаев, Анна Старкова, Борис Едидин, а также представители крупнейших маркетплейсов: Wildberries, OZON и ЯндексМаркет.
Участники дискуссии обсудили вопросы правового регулирования российского рынка электронной торговли и отечественных маркетплейсов, а также внедрения новых законодательных инициатив, чтобы сделать рынок онлайн-торговли прозрачнее.
«В вопросе регулирования онлайн-торговли важно найти баланс и не создать дополнительные препятствия для развития бизнеса. Важная задача – защита прав потребителей и персональных данных. Всё это должно быть комплексно, взвешенно обсуждено. Те решения, которые принимаются, должны учитывать, как интересы широкого круга потребителей, так и интересы бизнеса», – подчеркнул руководитель комиссии по законотворческой деятельности РОЦИТ и декан факультета права ВШЭ Вадим Виноградов, комментируя вопрос актуальности внедрения специального законодательного регулирования онлайн-торговли.
«Регулирование маркетплейсов – это важнейшая тема, учитывая, что сегмент электронной торговли разросся до немыслимых масштабов. Маркетплейсы – это феномен новой цифровой экономики, при этом в своей работе они руководствуются законами, которые были написаны задолго до их появления, – отметил зампредседателя Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин. – Существующее законодательство, которое регулирует маркетплейсы, эксперты считают недостаточно проработанными. Мы считаем, что регулирование должно быть гибким, учитывать интересы как продавцов, так и покупателей, при этом безжалостным по отношению к мошенникам, которые активно пользуются инструментами Интернет-торговли в своих интересах».
Сегодня существуют отдельные правовые акты в области цифровой экономики, но необходим комплексный подход, заявил заместитель председателя комитета ГД РФ по экономической политике Артём Кирьянов: «Опираясь на новейшие достижения, цифровизацию в целом, и на цифровую экономику, они у нас не отрегулированы в принципе. Нельзя считать на сегодняшний день, что есть хотя бы одна комплексная попытка такой регуляторики. Мы с вами на площадке ВШЭ совершаем очередной подход к принципиальному вопросу. Я убеждён, что нам нужно сконцентрироваться на цифровом кодексе», ⎯ подчеркнул депутат.
«Резкий переход к электронизации торговли создаёт огромную угрозу для большого количества людей. При оценке последствий это должно учитываться. Нужно обеспечить баланс традиционных способов и новых технологий. Нельзя маркетплейс воспринимать только как средство продажи товара», ⎯ отметил заместитель генерального директора АНО «ИРИ» Борис Едидин. Он также добавил, что сегодня маркетплейс – это важный элемент инфраструктуры.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов также считает, что не стоит забывать о трендах, активно внедряя их в свою работу: «Прогностическая аналитика, искусственный интеллект. Колоссальный буст в развитии искусственного интеллекта сейчас по всем параметрам. Вроде все понимают, для чего он нужен и как им пользоваться. И в то же время это абсолютно недооценённый сектор, на который можно обратить внимание».
Комментируя перспективы развития отечественной электронной торговли в условиях соответствующего регулирования, заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев заявил, что за последние несколько лет количество покупателей маркетплейсов выросло в два раза. «Сегодня сервисы электронной торговли доступны как в крупных городах, так и в удаленных регионах – это делается для того, чтобы наши граждане могли пользоваться благами электронной торговли вне зависимости от места, где живут. Товары продают и доставляют в любую точку страны, и это достигнуто благодаря огромным усилиям бизнеса и очень сдержанному регулированию», – заявил Алексей Минаев. «Регулирование необходимо, но поддерживающее и направленное на развитие наших национальных платформ электронной торговли, чтобы они продолжали развиваться, выходить в регионы и распространять цифровой контур в сопредельных странах и странах дальнего зарубежья», — подчеркнул представитель Ozon.
Комментируя стремительный рост электронной торговли в России, руководитель по взаимодействию с органами государственной власти Wildberries Александр Литвак заявил, что маркетплейсы готовы к дискуссии и введению нового регулирования, и отметил, что оно должно быть сбалансированным, долгосрочным (минимум на 3 года) и направлено на развитие партнеров и участников этого рынка, а также на обеспечение права потребителей. «Целевая функция — защита прав потребителей, в этом заинтересованы сами агрегаторы», — отметил представитель Wildberries.
По итогам заседания комиссии было принято решение принять все возможные меры по формированию законопроекта в сфере электронной торговли и маркетплейсов, регулирующего развитие индустрии и защиту прав пользователей.