В РОЦИТ обсудили пилотный проект по дистанционной продаже товаров с использованием биометрии

21 ноября в Медиацентре РОЦИТ состоялось заседание комиссии по развитию электронной торговли. Представители Минцифры России, Минпромторга России, Государственной Думы, Центра биометрических технологий и различные маркетплейсы, вендоры и платформы обсудили пилотный проект по дистанционной продаже товаров с возрастными ограничениями с использованием системы биометрической идентификации.

На заседании были заслушаны доклады представителей Минцифры, Минпрома, ЦБТ, связанные с технической реализацией пилотного проекта. Обращено особое внимание на необходимость соблюдения ограничений, связанных с местом и временем реализации товаров с возрастными ограничениями.

— Готовы поддержать реализацию пилотного проекта и инициативу по дистанционной продаже товаров, требующих подтверждения возраста. При этом необходимо также проработать вопросы, связанные с требованиями к месту и времени продажи определенных групп товаров, устанавливаемыми на уровне субъектов Российской Федерации — по ним будем оценивать уже по итогам, — заявил заместитель директора Департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Александр Лифинцев.

Представителем Госдумы обозначена необходимость внесения изменений в ряд нормативных актов с целью запуска пилотного проекта.

— Необходимо технологическое развитие отрасли электронной торговли с учетом динамики развития общественных отношений. Продажа дистанционным способом товаров с возрастными ограничениями с последующей реализацией технологий подтверждения возраста покупателя будет способствовать развитию экономики и ее детенизации. Вместе с тем подход к дистанционной продаже товаров с возрастными ограничениями должен всесторонне обсуждаться при участии регуляторов и крупнейших игроков рынка, — отметил депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Артём Кирьянов.

Представители онлайн-платформ, участвующие в подготовке пилотного проекта, рассказали о различных аспектах взаимодействия с государственной информационной инфраструктурой, представили предложения по улучшению пользовательского опыта.

Как считает заместитель генерального директора «Центра биометрических технологий», оператора государственной Единой биометрической системы (ЕБС), Владислав Святик, применение биометрии обеспечит достоверную проверку возраста в соответствии со всеми требованиями законодательства и полностью исключит продажу товаров с возрастными ограничениями несовершеннолетним. Внедрение передовых цифровых технологий также станет импульсом к обелению «серого» рынка доставки алкоголя, объем которого на сегодняшний день оценивается в десятки миллиардов рублей.

Представители общественности подчеркнули необходимость дополнительного информирования граждан о возможностях применения современных цифровых технологий.

Участниками заседания было предложено рассмотреть возможность реализации алкогольной продукции (российских вин) уже на первом этапе пилота. На текущий момент на первом этапе пилота планируется реализация товаров, не попадающих под законодательные ограничения в части дистанционной торговли.

Руководитель департамента цифровых решений ООО Агентство «Полилог», к. полит. н, преподаватель НИУ ВШЭ, эксперт РОЦИТ Людмила Богатырёва отметила, что ЕБС хранит зашифрованные биометрические образцы, которые нельзя обратно превратить в лицо или запись, а значит – невозможно использовать во вред даже в случае компрометации. Обезличенность информации, простой и понятный язык, а также прозрачная безопасность — это то, что сможет помочь биометрии преодолеть барьеры недоверия граждан. 

— Биометрия важна потому, что она позволяет обеспечить прослеживаемость при дистанционных продажах. И юридически содержательное подтверждение личности без паспорта. Это важно для наведения порядка с продажей лекарств и доставкой лекарств, которые сейчас в стопе. Хотя это то, что действительно важно и нужно. Наконец, это важно для доступа к онлайн-сервисам, где люди мучаются со «сложными» паролями, которые никогда не получается запомнить. Предложите им использовать биометрию и сделать их жизнь удобнее — и увидите, как быстро они ее сдадут и начнут пользоваться, — отметил эксперт РОЦИТ, руководитель проекта «Технологии» Российской газеты Олег Капранов.

Алексей Минаев, сопредседатель Комиссии РОЦИТ по развитию электронной коммерции, директор по стратегическому развитию ООО «РВБ» отметил, что компания позитивно оценивает инициативу по запуску экспериментального правового режима для продажи российского вина по биометрической идентификации и готова присоединиться к эксперименту в случае его реализации в отношении алкогольной продукции и доработки технической части. Сейчас покупатели могут оформить заказ на алкоголь на Wildberries исключительно через сервис самовывоза из офлайн-точки продавца, в которых будет осуществляться оплата и проверка документа, удостоверяющего личность. В этом случае маркетплейс выступает онлайн-витриной, позволяющей бронировать товар.

— Мы видим устойчивый интерес покупателей к такой модели. Внедрение биометрической идентификации способно сделать этот процесс ещё более безопасным и удобным: сократить путь пользователя и обеспечить точную автоматическую проверку возраста и личности без участия третьих лиц.

ИТОГИ

По итогам заседания приняли решение согласиться с перспективностью внедрения и использования новых технологий при продаже товаров дистанционным способом. Также отметили позицию части участников (ООО «РВБ», Озон, Кирьянова А.В.) относительно нецелесообразности проведения пилотного проекта в два этапа и необходимости его реализации сразу в отношении товаров с возрастными ограничениями, в том числе алкогольной продукции. По итогам был подготовлен протокол комиссии с последующей рассылкой документа в федеральные органы исполнительной власти.

Подпишитесь на нашу рассылку

Полезные материалы об интернет-безопасности - в нашей ежемесячной рассылке. Подпишитесь и будьте в курсе!