3 марта в медиацентре РОЦИТ состоялось заседание комиссии по развитию электронной коммерции на тему: «Законодательное регулирование кибермошенничества: влияние на отрасль электронной коммерции». В рамках мероприятия участники обсудили ключевые аспекты законопроекта, направленного на противодействие кибермошенничеству, рассмотрели потенциальные риски для бизнеса, а также затронули вопросы защиты прав потребителей и обеспечения интересов участников рынка электронной торговли.
В начале мероприятия модератор встречи, сопредседатель комиссии РОЦИТ по развитию электронной коммерции, директор по стратегическому развитию объединенной компании Wildberries и Russ Алексей Минаев, напомнил коллегам о законопроекте, недавно внесенном в Госдуму. Инициатива направлена на борьбу с кибермошенничеством и предусматривает комплекс обязанностей для ИТ-компаний и операторов связи. Среди прочего законопроект предписывает маркетплейсам и классифайдам провести интеграцию с Единой биометрической системой и предоставить всем пользователям возможность проходить авторизацию с помощью биометрии при входе на сайт или в приложение. Также законопроект обязывает маркетплейсы и классифайды проверять всех продавцов через Госуслуги. Кроме того, вводится запрет на взаимодействие сотрудников указанных компаний с клиентами посредством иностранных мессенджеров.
С необходимостью усиления защиты граждан от мошенников согласился директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти Центра Биометрических Технологий Дмитрий Соболев: «Мы наблюдаем, что в настоящее время активно применяются методы социальной инженерии для кражи логинов и паролей у граждан. Если же в качестве второго фактора защиты используется биометрия, то даже при компрометации логина и пароля злоумышленник не сможет получить доступ к вашему аккаунту. Ведь биометрические данные невозможно кому-либо передать или использовать от имени другого человека».
Далее выступил директор по корпоративным отношениям сервисов электронной коммерции Яндекс Дмитрий Русаков. Он отметил, что компания видит как преимущества внедрения биометрии, так и ряд вопросов, требующих решения для её реализации: «Это действительно эффективный способ подтверждения личности потребителя при продаже товаров, требующих строгого контроля, таких как табачные изделия, алкогольная продукция и рецептурные лекарства. Тем не менее, экономическая целесообразность и технологическая доступность данной технологии пока не предоставляют однозначного ответа на вопрос о возможности ее скорого внедрения».
Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), указал, что в онлайн и офлайн-торговле для покупок не требуется идентификация клиентов. «Единственная информация, которая бывает нужна при онлайн-покупках — это адрес и телефон для связи при доставке. Реализовывать и поддерживать многомиллиардную опцию для клиентов в виде функционала ЕБС экономически нецелесообразно. Если говорить о перспективах использования единой биометрической системы, то она — путь к открытию контролируемой дистанционной торговли такими категориями как алкоголь, табак, вейпы, когда требуется подтверждение возраста. Но обо всем об этом можно говорить только в контексте открытия новых категорий».
В свою очередь, председатель «Общественной потребительской инициативы» и Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов призвал уделить особое внимание мессенджерам в контексте мошеннических действий: «Львиная доля всех мошеннических схем реализуется через мессенджеры. Порядок можно было бы навести, если бы в России присутствовали материнские компании или полномочные представители западных площадок, которые соблюдали бы установленные требования, ограничения и запреты. Наши компании уже применяют такие меры, включая использование общих баз фишинговых номеров».
Член Общественного совета при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, директор Департамента цифровых технологий ТПП РФ Владимир Маслов подчеркнул, что с учетом отношения зарубежных ИТ-гигантов к соблюдению российского законодательства бизнесу и потребителям следует активнее переходить на отечественные решения: «Только в этом случае можно обеспечить полноценную защиту от мошенничества и возможность для граждан и бизнеса защищать свои права по букве закона, а не по желанию администрации зарубежной платформы. В данном контексте использование отечественного ПО и сервисов, включая почтовые, становится необходимостью не только среди пользователей, но и среди сотрудников компаний. Хорошо, что вектор в этом направлении уже задан».
Евгения Лазарева, руководитель проекта Народного фронта «За права заёмщиков» и платформы «Мошеловка» подчеркнула важность повсеместного внедрения двухфакторной аутентификации: «Очень рада, что такие площадки, как Avito, ввели авторизацию через портал госуслуг. Это важный шаг в повышении безопасности пользователей».
Итоги обсуждения подвел Антон Горелкин, председатель правления РОЦИТ, заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Депутат обратил внимание на риски, о которых говорят маркетплейсы, ориентированные на иностранных продавцов: «Они абсолютно правы, когда говорят, что заставить зарегистрироваться на «Госуслугах» двести тысяч китайцев – это нереально, а российские потребители в этом случае лишатся доступа к товарам, которые здесь не производятся».
Депутат добавил, что с этими и другими замечаниями необходимо тщательно работать: РОЦИТ планирует направить протокол заседания и предложения по доработке законопроекта в Правительство РФ и Государственную Думу.



