9 ноября состоялось Онлайн-совещание руководителей общедоступных и школьных библиотек Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, осуществляющих библиотечное обслуживание детей, по теме «Дети как медиааудитория». В семинаре-совещании принял участие директор РОЦИТ Сергей Гребенников, рассказав о цифровой грамотности детей и подростков в 2020 году.
Участники онлайн-совещания обсудили следующие темы:
- дети как потребители и производители медиаконтента,
- роль детских и школьных библиотек в формировании медийно-информационной грамотности детей,
- медийно-информационная грамотность детей и детских библиотекарей.
Сегодня контент, который мы потребляем и производим, связан с цифровыми технологиями. Цифровая грамотность детей и подростков — ключевая тема сегодняшнего совещания. И, как мы увидим далее, дети и подростки — одна из самых уязвимых категорий.
отметил директор РОЦИТ
Сергей Гребенников осветил основные аспекты цифровой грамотности, результаты акции “Цифровой Диктант” и проблемные области у детей и подростков. “Цифровая грамотность — базовый набор тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку (не только ИТ-специалисту) для того, чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета для решения своих задач. Почему они нужны каждому человеку? Сегодня более 100 млн пользователей используют информационные технологии каждый день”.
Аспекты цифровой грамотности: цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность (на мой взгляд, самый важный аспект). Почему это важно? Подростки 14-17 лет доверяют гаджету абсолютно всё: от персональных данных до денежных средств.
Сергей Гребенников
“В 2020 году мы провели “Цифровой Диктант” во второй раз. Эта акция определяет персональный уровень цифровой грамотности каждого участника. 7,25 — среднее значение уровня цифровой грамотности в 2020 году. Всего приняло участие более 330 тысяч человек. Наибольший рост цифровой грамотности замечен у аудитории 60 лет и старше. А вот подростки пока не могут “похвастаться” такой положительной динамикой и остаются наиболее уязвимой группой”, — отметил директор РОЦИТ.
Проблемные области у детей 7-13 лет:
- распознавание мошенничества, связанного с банкоматами;
- правила создания надёжного пароля;
- работа с редакторами информации.
Проблемные области у подростков 14-17 лет:
- доменные имена;
- признаки заражения компьютера вирусом;
- как сделать запрос в интернете, чтобы результаты содержали точный набор слов;
- использование облачных интернет-сервисов и мессенджеров.
Завершая презентацию, Сергей рассказал о направлениях деятельности РОЦИТ в сфере повышения цифровой грамотности детей и подростков: “Мы создали мультфильм по кибербезопасности “Енот и крот”. У нас активно ведётся аккаунт в TikTok @rusafety. Мы активно работаем с библиотеками: например, запустили спецпроект в Новочеркасске. Также у нас есть учебные пособия, журналы и анимированные инфографики”.
Материалы по теме:
Директор РОЦИТ рассказал о роли библиотек в повышении цифровой грамотности