
Комментарий Вадима Виноградова, декана факультета права НИУ ВШЭ, руководителя комиссии по законотворческой деятельности РОЦИТ
Осенью 2024 года в России вступили в силу ужесточенные правила контроля за мобильной связью. Теперь для покупки SIM-карты требуется не только паспорт, но и подтверждение личности через ЕСИА. Одновременно стало невозможно анонимно пользоваться ВАТС и были фактически прекращены серые схемы с GSM-шлюзами. Все это серьезно ударило по теневому рынку, где активно использовалась схема: «купил SIM-карту — получил код подтверждения — сдал аккаунт мошенникам».
Столкнувшись с трудностями при регистрации новых аккаунтов WhatsApp, мошенники начали массово арендовать старые. Новые учетные записи легко попадают под автоматическую блокировку, особенно если создаются с эмуляторов или через подозрительные подключения. А вот аккаунты, уже имеющие историю активности, вызывают меньше подозрений и дольше остаются рабочими.
На этом фоне в Telegram стали активно появляться черные рынки аренды. В обороте оказалось более 141 тыс. уникальных номеров, почти 30 тыс. пользователей сдавали свои аккаунты, a 265 Telegram-групп фактически превратились в витрины цифрового криминала.
С июня 20205 года наметился обратный тренд. К борьбе с цифровым мошенничеством подключилось МВД: каждую неделю операторы связи начали получать постановления о блокировке номеров, задействованных в преступных схемах.
Существенную роль сыграли и обычные пользователи — сообщества в Telegram самостоятельно выявляли группы, распространявшие pairing-коды, делились скриншотами и помогали блокировать точки активности злоумышленников.
Мошенники начали менять тактику, но главный вывод очевиден: с цифровым преступлением можно бороться — и эта борьба уже приносит ощутимые результаты.
Из этой ситуации можно сделать два важных вывода. Первый — невозможно эффективно бороться с цифровым мошенничеством на платфор мах, находящихся вне российской юрисдикции.
Второй — у пользователей явно есть запрос на безопасную, отечественную платформу для общения. И дело здесь не в патриотизме: российские сервисы изначально разрабатываются с учетом более строгих требований к безопасности. Они создаются в реальности, где ошибка может стоить доверия и стать фатальной на конкурентном рынке.
Всё больше внимания сегодня привлекает российский мессенджер МАХ. О нем пишут СМИ, его активно тестируют как компании, так и обычные пользователи. И это уже не просто альтернатива зарубежным сервисам, а полноценный продукт, который развивается с учетом требований российского законодательства и особенностей актуальных цифровых угроз.
При этом у многих возникает вполне логичный вопрос: «А разве в МАХ не будет мошенников? Скорее будут. Тогда в чем смысл перехода?».
Важно понимать, что ни разработчики, ни государство не обещают, что в МАХ не будет мошенников вовсе. Но работать им здесь значительно сложнее. Даже если попытки и будут, время от их появления до блокировки сокращается в разы. Именно это и можно назвать ответственным отношением к пользователю.
Безопасность — не в создании иллюзии идеальности, а в честном признании проблемы и готовности быстро реагировать, действовать на опережение и не закрывать глаза. МАХ — как раз из числа таких решений.